Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

Самые дорогии русские художники

русские художники
Август 14, 2015 1809 Просмотров
Поделиться

Самые дорогии русские художники

Наталья Сергеевна Гончарова входит в 10-ку самых дорогих русских художников. По состоянию на 2013 год картины Гончаровой стоили дороже, чем работы любой другой художницы в истории. Её работа «Испанка», написанная около 1916 года, была продана на аукционе Christie’s 2 февраля 2010 года за 6,43 миллиона фунтов стерлингов. Предыдущий рекорд принадлежал картине «Цветы», проданной 24 июня 2008 года на Christie’s за 5,52 миллиона фунтов. Но след, оставленный этой великой женщиной в искусстве, куда важнее финансовой подоплеки…

Наталья Гончарова – не только тезка жены Александра Пушкина, но и ее правнучатая племянница. Славный обедневший дворянский род, чей образ жизни описан в русской классической литературе, владел многочисленными имениями в Тульской губернии, где и прошло детство Наташи. Современники видели в ней и азиатские черты, а Цветаева заключила: «Гончарова — явная деревня и явный Восток, от которого у неё, кстати, и скулы». Марина Цветаева была соседкой художницы в Трехпрудном переулке в Москве и продолжала дружить с ней в конце 20-х годов в Париже. Цветаева написала про обеих знаменитых представительниц старинного дворянского рода эссе «Наталья Гончарова».

Начиналось всё так… В 1892-ом Гончарова с отцом, архитектором и математиком Сергеем Гончаровым, переехала в Москву, где окончила гимназию на «почти отлично». Однако на уроках рисования она выделялась разве что сложностью выбираемых образцов. Гончарова с раннего детства любила ручной труд, он был просто потребностью. Девочка не играла в куклы, но вырезала из бумаги «садики». После гимназии она поступила на медицинские курсы, где проучилась очень недолго.

русские художники

Встреча с Михаилом Ларионовым, определившая всю её дальнейшую жизнь, состоялась в 1901-м, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С этого момента они не расставались. Вот что говорила сама художница: «Ларионов — это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь всё знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он видит меня из меня, а не из себя. Как я — его». Муж оказал сильнейшее влияние на творчество Натальи Сергеевны и в течение всей жизни оставался её «художественным советником». Именно Ларионов убедил Наталью, что она — живописец, а не скульптор: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» Художница перешла в мастерскую живописи К.А. Коровина. В 1903-м году из крымской поездки она привезла акварели и пастели, «наполненные светом и солнцем», их охотно покупали московские ценители искусства. В 1904 получила малую серебряную медаль за живописные этюды. Однако вскоре она была вынуждена оставить учебу по состоянию здоровья.

В 1906 Наталья Гончарова отошла от импрессионизма, недолго увлекалась кубизмом и обратилась к синтезу кубизма и примитива. Художница использовала традиции лубка, русской иконы. Она была в этом не одинока, но ее произведения отличались по тематике. Гончарова обращалась в своих работах к крестьянской и религиозной темам («Сбор плодов», 1907-1908; «Уборка хлеба», 1907; «Беление холста», 1908; «Рыбная ловля», 1908; «Крестьяне, собирающие яблоки», 1911; «Сбор винограда», 1911; «Евангелисты», 1910; и др.). Наверное, эти образы были навеяны счастливым детством…

Начались выставки: «Бубновый валет» (1910— 1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Вместе с М.Ф. Ларионовым художница иллюстрировала и оформляла футуристические книги, участвовали и в выставках восстановленного объединения «Мир искусства» в 1911-1913 годах. Они выставляли свои картины, положив основание новому направлению, которое Ларионов назвал лучизмом. «Лучистую» картину можно определить, как плоскость, на которую перенесены лучи, исходящие от предметов. Эти лучи-линии, пересекающиеся в разных направлениях и в разных ритмах, создают новую гармонию, причем предметы частично или совершенно исчезают. В 1913 году вышел манифест «Лучизм», подписанный двенадцатью художниками-лучистами.

русские художники

В 1913 году Сергей Дягилев рассказывал французскому писателю Мишелю Жорж-Мишелю: «Наиболее замечательным авангардным художником в России является женщина, ее имя Наталья Гончарова. В последнее время она выставила семьсот своих холстов, представляющих лучи, и несколько панно, каждое — по сорок квадратных метров». В произведениях художницы сложно соотносится влияние В.Ван Гога, П.Гогена, П. Пикассо, русского традиционного искусства, Древнего Востока. Причем, это было не просто стилизаторством, а осознанной программой, которую Гончарова и Ларионов определяли как «всёчество». Ларионов считал, например, что чужой стиль может стать темой произведения. Однако художница скоро отошла от этого направления искусства и вернулась к примитиву. Она работала над панно, занималась декоративной скульптурой, исполнила лубочные графические листы, посвященные православным святым («Жизнь великомученицы Варвары», «Житие свв. Флора и Лавра» и др.).

В 1914-ом Гончарова создала для Русского балета С.П.Дягилева в Париже декорации к оперно-балетному спектаклю «Золотой петушок» на музыку Н.А.Римского-Корсакова. Вернувшись в Москву, она оформила спектакль «Веер» К.Гольдони для Камерного театра. Тонкий театрал К.А.Сомов высоко оценил использованное Гончаровой «лубочное» цветовое решение сценического действия.

В следующем году по приглашению Дягилева, творческая семья уезжает в Париж, в «Мекку искусства». В окружении Дягилева — цвет художественной элиты, лучшие художники, хореографы, музыканты. В течение 15-ти лет, вплоть до кончины Дягилева Гончарова связана с балетом: она оформила более 60-ти спектаклей. На склоне лет Наталья Сергеевна писала: «Я и не думала серьезно о театре, но однажды мой друг Сергей Прокофьев сказал мне, что Дягилев хочет меня видеть. Это изменило всю мою жизнь. Вместо того чтобы остаться московской художницей, я стала декоратором балета, объездившим весь мир». И до конца жизни они не вернулись в Россию.

Наталья Гончарова, Михаил Ларионов и другие русские художники, говорят специалисты, осуществили настоящую революцию в балете, где живопись (декорации, костюмы) стала играть такую же роль, как музыка и хореография. А Михаил Ларионов принимал участие даже в хореографии оформляемых им балетов, например в «Шуте» Сергея Прокофьева. Но вот беда: декорации — самый «хрупкий» вид искусства. Ларионов сокрушался: «Печальная работа — декорации. Ведь хороши только в первый раз, в пятый раз… А потом начнут возить, таскать, к двадцатому разу неузнаваемы… И ведь ничего не остается — тряпки, лохмотья…»

В 1920-х Наталья Гончарова была одним из основных художников Дягилевской труппы и оформила такие балеты, как «Испания» М. Равеля, «Свадебка» и «Жар-птица» И.Стравинского. В этот же период она проиллюстрировала «Сказку о царе Салтане» (1921) для берлинского издательства и «Слово о полку Игореве» (1923) для издательства в Мюнхене.русские художники

В 1930— 1940-е Гончарова сотрудничала с Русским балетом Монте-Карло и труппой Иды Рубинштейн. Но на протяжении всех лет работы в театре Гончарова продолжала заниматься живописью. Каждую тему художница решала теперь в виде живописных циклов. Ее «Орхидеи», «Магнолии» и «Павлины» близки архетипичным образам так же, как ее первые работы в области примитива в России. Марина Цветаева называла эти произведения Гончаровой «иконными вещами». Цикл «Рыбы», «Колючие букеты»…Внимание Гончаровой привлекали странные, казалось бы, для создания произведений растения – например, артишок или чертополох. Но в них она разглядела и показала другим своеобразную красоту.

Цикл «Испанки» стал последней крупной работой художницы. Эти удивительные по цветовому решению произведения один французский критик, по воспоминаниям Марины Цветаевой, сравнил с соборами, а сама поэтесса — с кружевными цитаделями. В эмиграции Гончарова работала чрезвычайно много…

По словам Мишеля Сёфора, историка-пропагандиста авангардного искусства, Ларионов и Гончарова — «два имени, которые история не может разделить, являются пионерами беспредметности. Оба, как сказочные богатыри, сражались с сухостью академизма, противопоставляя ей народный эпос — «примитивизм» и «вещевую лучистость», как бы ожившую повседневность в трансцендентном ее преломлении». Да, они были предтечами абстрактной живописи. Разве только Чюрленис их опередил. Кандинский, Дэлонэ, Татлин, Малевич были позже…

Она не искала успеха. Он пришел сам. Она просто служила искусству. И работала до последних дней… Вот как вспоминает об этом русская танцовщица Нина Тихонова: «Она не покидает больше постели. На белой подушке — туго обтянутая седеющими волосами головка. Скорбный, как у Богородицы, лик. Нездешний усталый взор. Кистью, привязанной к непослушным больше пальцам, она пишет букетик желтых цветов, что стоит перед ней на камине». Ей 81 год…
Наталья Сергеевна Гончарова (1881–1962) вошла в русское искусство как «амазонка авангарда», новатор живописи, блестящий декоратор, живописец, график, театральный художник.
По материалам СМИ

 

Читайте также Журнал Успех за 2015 года №2
Читайте также Журнал Успех за 2015 года №1
Читайте также Журнал Успех за 2014 года №4
Читайте также Журнал Успех за 2014 года №3

Поделиться

Читайте также

Обзор Соц Сетей 2018

Обзор Социальных Сетей — Vk,Facebook,Vsvoemgorode

По данным исследования, проведенного в начале 2018 года аналитическим агентством We Are Social совместно с SMM-платформой Hootsuite, в России интернетом пользуются 110 млн человек.