Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Ойкумена русской усадьбы

Кусково
26 сентября, 2017 2416 Просмотров
Поделиться

 Эстетика успеха. 

Ойкумена русской усадьбы

В какой-то мере русская усадьба – это островок осмысленной жизни в бесконечном потоке бытия, где соотечественник мог охватить взглядом «мировой порядок», ощутить гармонию с природой и солидарность с близкими людьми, мог трудиться и отдыхать в ритме своей собственной вселенной. Усадьбы были пространством обитанья муз – о сколько авторов здесь находили вдохновенье или творили ради этих локусов культуры. В усадьбах произведения искусства создавались, жили и хранились в архитектурно-парковой оправе им под стать.

Дворянское гнездо

Владение землей всегда поддерживало чувство укоренённости человека в этом мире: его определённое место в географических и культурных координатах; его связь с семьёй, с родом. На этой земле был его дом, она его питала, а он вкладывал в неё свой труд – и физический, и духовный. Возможность созерцать свою землю давала человеку ощущение стабильности и надежду на будущее. Земля обетованная – ценность во всех обществах, на все времена. Феномен русской усадьбы выявил, насколько творческим и продуктивным может быть союз человека со своей землёй.

Усадьба_Абрамцево_-_Мастерская

Близкие по смыслу понятию усадьбы термины «вотчина» и «поместье» в большей степени несут социально-экономическую нагрузку. Происхождение слова «усадьба» В. И. Даль в Словаре живого великорусского языка выводит от  усада или усадища, что указывает на активную преобразовательную деятельность человека на своей земле. Распространялась она не только на сельское хозяйство: владелец обустраивал здесь свой рай, т. е. идеальное место для себя и своих близких, здесь семья растила потомство, здесь культура русского общества формировалась внутри и на стыке взаимоотношений дворян и крестьянского люда.

«Золотой век» усадеб в России начинается с Манифеста о вольности дворянства, проект которого был подписан императором Петром III 18 февраля 1862 г. Согласно этому законодательному акту, основные положения которого подтвердила позднее Екатерина II, дворяне освобождались от обязательной гражданской или военной службы, получили право выходить в отставку по собственному желанию и беспрепятственно выезжать за границу (только на время войны их могли вновь призвать в армию, причём, находившиеся за рубежом должны были срочно вернуться в Россию, в противном случае им грозила конфискация земли). Выход Манифеста позволил аристократам заняться обустройством собственной жизни сообразно личным устремлениям и возможностям. В каких-то случаях в этом деле свою роль сыграл опыт посещения Европы с целью получения образования или ради поиска новых идей и впечатлений. Как следствие, образцы иноземной культуры обретают развитие в облике русской усадьбы, а в целом её устройство в толще смысловых полей (слоёв) воссоздаёт вселенную её владельцев. Вот слой родственных связей и отношений, представленный портретами членов семьи (в картинной галерее или на фотографиях в альбомах), устройством быта, регламентом занятий и праздников («у нас так заведено»); вот слой интеллектуальных интересов, о которых могли поведать библиотека или кабинет хозяина; слой духовных ценностей и религиозности – его можно было обнаружить не только в усадебном храме или изображениях царствующей особы, но также в системе архитектурного декора и композиции сада (например, масонские символы). Слоёв этих (а лучше полей) много,  гораздо больше, чем объектов, с ними связанных, а центр у них один – хозяин и его семья. Все эти множества смыслов и были материалом родового гнезда.

Искусства и ремёсла

Кусково. Проспект Эрмитажа«Золотой век» русской усадьбы совпал с эпохой Просвещения и временем бытования классицизма в России. Образцы стиля и ценности просветительского мировоззрения транслировались из столичного Петербурга и барской Москвы в провинцию в т. ч. благодаря обустройству там дворянских усадеб. Они стали форпостами европейской культуры в российской глубинке, и при этом через систему общественных и экономических связей сами включались в местную жизнь, улавливая её особенности, пробуя её обычаи.

Но всё же усадьбы интересны нам, прежде всего, как идеальные самодостаточные миры – в них человек ощущал неиссякающую душевную гармонию. Этот миф всеобщей гармонии был результатом работы множества профессионалов – архитекторов, живописцев, скульпторов и садовников. В усадьбах внедряли новый стиль восприятия жизни посредством театрализации быта и тотальной зрелищности. Ведущую роль в этом играл парк. Он первым встречал гостей и распахивал занавесы аллей, увлекал в партер перед дворцом, заманивал в лабиринты или в берсо (аллею-туннель, перекрытую деревянным каркасом), он удивлял геометрией клумб и водоёмов. Парки и сады формировали впечатление, воздействуя не только посредством прекрасных статуй, ваз, фонтанов, гротов, беседок, но и журчания воды, щебетанья птиц, ароматов трав и цветов, световой атмосферы, ритма насаждений. Всё более в области ландшафтного дизайна утверждался привнесённый эпохой Просвещения принцип естественности, который «Садовый словарь» конца XVIII в. раскрывал так: «Человек действительно со вкусом, который живёт, чтобы жить, и который сам собою наслаждается, умеет располагать сад себе, чтобы он ему во все часы дня мог нравиться и быть приятным, но вкупе был бы так прост и натурален, чтобы казалось, что им ничего тут не сделано».

Теремок в ТалашкиноИллюзия идиллии, оставившая за садовой оградой драмы общественной жизни, не могла вечно туманить духовный взор и культивировать беспечность элиты российского общества. История – это то, что не стоит на месте, и события XIX в. изменили судьбу усадеб. После Отечественной войны 1812 г. строительство дворянских резиденций сокращается, восстание декабристов также привело к угасанию усадебной культуры. Далее становление капитализма начало подмывать основу экономического благополучия дворянства, а окончательно оно рухнуло с отменой крепостного права. Однако отправной точкой умирания была та самая идиллическая атмосфера усадебного быта, в которую не вписывалась жизнь молодого поколения, о чём князь П. Вяземский показал одному другу на примере знакомой семьи: «Кривцову-отцу, который был русским снаружи и свнутри, тому можно было жить в деревне, как лягушка в болоте, а Кривцову–сыну, который понюхал Франции и Англии, жить в русской деревне невозможно, а если он живёт, так это подвиг, вольное мученичество патриотизма». Патриотизм здесь выступает синонимом верности патриархальному укладу.

В пореформенное время родовые гнёзда ускользали из рук оскудевшего дворянства, их покупали нувориши, а в отдельных случаях и представители творческой интеллигенции. Жизнь в усадьбах принимала новые формы, и прекрасный пример того, насколько это послужило обогащению отечественной культуры, являют Абрамцево и Талашкино. Оба имения стали центрами художественной жизни русского общества. Здесь в ремесленных мастерских деятели искусств, вдохновлённые близостью природы и патриархальной народной культурой, создавали декоративно-прикладные предметы, особенностью которых был синтез пользы и красоты. Усадьба по-прежнему оставалась творческим полигоном – иным стало мировоззрение её владельцев.

Повествование об усадьбе

АрхангельскоеОбразы усадьбы запечатлели многие русские писатели, они отразили и идею возможности рая на земле, и пассеизм – тему безвозвратно исчезающего счастливого прошлого.

Любуясь родовой деревушкой Малиновкой, герой романа И. А. Гончарова «Обрыв» воспринимает усадьбу как панораму изобилия, как символ полноты физического бытия: «Какой эдем распахнулся ему в этом уголке. С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой стороны – широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и всё это замыкалось далью синевших гор. Сад обширный около обоих домов, содержавшийся в порядке, с тёмными аллеями, беседкой и скамьями. Подле сада – ближе к дому, лежали огороды, там капуста, репа, морковь, петрушка, огурцы, потом громадные тыквы, а в парнике арбузы и дыни. Перед окнами маленького домика пестрел на солнце большой цветник».

И. А. Бунин в романе «Жизнь Арсеньева» одним штрихом изменяет картину счастья бытия: «Я видел, как бледнел наш быт, но тем дороже был он мне». Неужели Волга обмелела или поля забросили, неужели ни огороды, ни цветники больше никто не возделывает? Земля – всё та же, но дух обетования её покинул, осталась лишь гордость принадлежности к элите: «Из поколения в поколение наказывали мои предки друг другу помнить и блюсти свою кровь: будь достоин во всём своего благородства». Есть ли жизненная сила в самом благородстве? К счастью, сами усадьбы стали воплощением афоризма: «Жизнь коротка, искусство долговечно».

Людмила Калинина

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр