Российско-немецкий центр репродукции и клинической эмбриологии Поколение НЕКСТ
Киндарова Лейла Бароновна
Главный врач Российско-немецкого центра репродукции и клинической эмбриологии Поколение НЕКСТ, член Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ) и Европейского общества репродукции человека (ESHRE), профессор РАЕ, к.м.н.
Жизнь как чудо
Бесплодие – драма, пронизывающая историю человечества с библейских времен. Новейшие методы вспомогательных репродуктивных технологий(ВРТ) успешно решают проблему, и все же… Главный врач клиники «Поколение НЕКСТ», специализирующейся на программе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), Лейла БароновнаКиндарова каждый раз видит тайну рождения за результатом хорошо сделанной работы.
Лейла Бароновна, расскажите, пожалуйста, о методике работы с пациентками, обращающимися в клинику «Поколение НЕКСТ».
— Все пациентки сначала проходят обследование -мы должны установить, действительно ли в каждом конкретном случае необходима программа ЭКО, и какие есть противопоказания для вынашивания беременности. Иногда женщины еще до обращения сами решают, что для них ЭКО – единственный путь, хотя согласно требованиям ВОЗ только через год неудачных попыток зачать ребенка ставится диагноз бесплодия.
К применению метода ЭКО мы должны прийти через определенный алгоритм действий.Сначала исследуется уровень гормонов, выявляются инфекции,выполняется лапароскопия, опробуется метод искусственной инсеминации. Если все принятые меры для решения проблемы ни к чемуне привели, тогда можно перейти к программе ЭКО.
Метод ЭКО связан с некоторой нагрузкой на организм из-за гормональной стимуляции, пункции под наркозом для забора яйцеклеток, которая сопряжена с возможными ранениями близлежащих с яичниками органов. Не всегда первая же попытка ЭКО может дать успешный результат, повторнуюрекомендуется делать не раньше, чем через 3 месяца. Всегда важна не только технологическая составляющая, но и психологическая – доверие к доктору.Итак, от того, насколько мы правильно пациентку обследуем и подготовим, зависит наступление беременности – того результата, ради которого мы работаем.
Следующий этап – непосредственно программа ЭКО.Гормональная стимуляция, о которой говорилось, необходима для получения достаточного количества яйцеклеток для оплодотворения. Конечно, возможно ЭКО и в естественном цикле, когда забирают только одну созревшую яйцеклетку, но успех в этом случае не превышает 10%-15%, потому что не в каждом цикле у женщины есть фолликулы, не в каждом фолликуле есть яйцеклетка. А она бывает хорошего или плохого качества, соответственно, эмбрион может получиться хорошего или плохого качества. В последнем случае до переноса в полость матки уже не доходит.Будет ли гормональная стимуляция усиленной или более мягкой зависит от резерва яичников женщины и от профессионализма доктора, насколько хорошо он сможет учесть взаимодействие факторов.
После пункции яичников эмбриолог получает яйцеклетки. Наступает 3-й этап: эмбриолог оплодотворяет ооциты, культивирует эмбрионы в течение 3-5 суток. 4-й этап – введение эмбрионов в полость матки.Процедура безболезненная, выполняется без наркоза. Переносится, как правило, не более 2-х эмбрионов, т.к.при большем количестве есть риск многоплодия. (На заре программы ЭКО, чтобы беременность наступила, переносили по 5-6 эмбрионов). Сейчас только в тех случаях, когда возраст женщины более 35 лет или было 3 неудачных попытки ЭКО, допустимо введение 3 эмбрионов (согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 30.08.2012 № 107н).
Если остались эмбрионы, то производится их криоконсервация; и вдальнейшем их можно использовать для переноса в полость матки. В моей практике 10 лет назад был случай, когдав результате программы ЭКО первая попытка привела к беременности, родилась девочка. Затем родители пришли повторно, у них было заморожено 3 эмбриона. Я их все ввела (в то время уровень развития эмбриологии был ниже нынешнего), в итоге получилась тройня.Подумать только, день зачатия — один у всех детей, а родились они с разницей в 3 года! Даже для меня осознавать это волнительно.
Пациенток наблюдают после переноса эмбрионов?
Репродуктолог ведет наблюдение до 5 недель беременности, и если есть сердцебиение (всего 5 недель, а уже сердечко бьется у плода), мы передаем пациентку акушерам, т.к. беременность, наступившая в результате программы ЭКО, ничем не отличается от естественной. В штате у нас есть акушер, который наблюдает беременность.
Какие специалисты еще работают в клинике, и какие программы в рамках ВРТ выполняются?
Помимо репродуктологов, эмбриологов и акушера, у нас есть андролог. Доля мужского бесплодия в настоящее время высока (50% и более). Поэтому при обращении пары, надо правильно разобраться в ситуации.Когда-то при проблемах со спермой «выносился приговор», что беременность невозможна, но уже 20 лет существует метод ИКСИ, при котором делается инъекция единственного сперматозоида в яйцеклетку.Данный метод стал настоящим прорывом ВРТ.
В нашем Центре есть программа суррогатного материнства, осуществляется донация ооцитов и спермы. У нас есть соответствующие банки биоматериалов. Осуществляется генетическое исследование эмбрионов. Для людей, не посвященных в программу ЭКО, звучит удивительно, что до подсадки можно знать генетику плода и исключить эмбрионы с синдромами Дауна и Эдвардса, а также другими аномалиями. Раньше можно было даже выбирать пол ребенка, но согласно 4 ст. 55Федерального закона от 21.112011 № 323-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» такая возможность была исключена по этическим соображениям. Право выбрать пол есть только при риске наследования генетических заболеваний.
Много этических проблем связано с программой ЭКО?
Множество проблем всплываетв связи с программой суррогатного материнства. Наш Центр не занимается подбором суррогатных мам, хотя есть компании, которые зарабатывают огромные деньги на т.н. суррогатном материнстве «под ключ». Однако сколько уже было инцидентов, когда после родов женщина, пожелавшая стать суррогатной матерью, начинает говорить, что ее права попраны. Но на самом деле, когда беременность наступает,генетические родителив полной мере переживают ответственность за состояние плода и суррогатной мамы. Порой, не видя, что происходит, они могут только надеяться, что с ними все хорошо. А далее следуют треволнения: отдадут им ребенка или нет, потому что в России у генетических родителей нет прав на него.
Сейчас в Госдуме озвучивается вопрос о том, чтобы в нашей стране запретить программу суррогатного материнства.Но депутатам надо бы постараться вникнуть в ситуацию тех несчастных женщин, которые не могут иметь детей: у них или нет матки от рождения, или в ходе операций (порою даже врачебных ошибок) они ее теряют, или беременность противопоказана в связи экстрагенитальными заболеваниями. Стоит только посмотреть на несколько судеб, чтобы понять, что программа нужна.
Лейла Бароновна, расскажите об истории успеха клиники.
Клиника молодая — существует 3 года, новсе сотрудники работают в программе ЭКО более длительный срок, знают ее особенности, имеют большой опыт общения с пациентами, которым требуется ВРТ. Их профессионализм сразу позволил добиться серьезных успехов — в 1-й же год работы мы стали обладателями «Хрустальной пробирки» – премии, учрежденной Благотворительным фондом содействия реализации репродуктивных прав человека «Формула рождения» и присуждаемой представителям российской и зарубежной репродуктивной науки и практики по итогам исследования мнения посетителей клиник в области лечения бесплодия. Для нас это было неожиданно, потому что мы только начали работать, но очень приятно. Для нас значениеимел тот факт, что самая первая наша пациентка забеременела с первой же попытки. Пункция была сделана 4 февраля, и 1 октября родился мальчик. Мы восприняли это как знак свыше.
Конечно, успех нашего Центра обеспечивает профессионализм персонала ивысокий уровень технического оснащения. Для ЭКО совершенство эмбриологического оборудования крайне важно. Техника дает возможность, а дальше уже опыт профессионалов – все врачи и эмбриологи в нашем Центре со степенями, как минимум кандидаты наук. Вот такой секрет успеха. И еще огромную роль играет взаимопонимание в коллективе, желание каждого, чтобы клиника становилась лучше и лучше.Мы осознаем себя командой, и это очень помогает нам работать.
Как формировалась команда Поколение НЕКСТ?
Все мы — доктора- давно работаем вместе, началось все сФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова». Мы пришли в эту кузницу профессионалов ординаторами, стали там специалистами.Наш научный и практический опыт созревал в этом Центре благодаря замечательному доктору, основоположнику ЭКО в России — Борису Васильевичу Леонову. Под его руководством я написала и защитила диссертацию. Он оказал на меня большое влияние и в профессиональном, и в человеческом плане – его подход к жизненным ситуациям, направляет меня и по сей день.
Когда «Благотворительный фонд содействия сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья человека», основанный г-ном Ф.Паулсеном, построил нашу клинику, мне предложили ее возглавить. Вместе со мной сюда пришла команда специалистов из НЦАГиП им. Академика В.И. Кулакова, чтобы начать работать на новом уровне. Наш командный дух, сформировавшийся еще вне этих стен, сразу же помог нам эффективно действовать в интересах пациентов.
Для меня как руководителя помимо безусловного профессионализма признаком мастерства доктора являются его человеческие качества. Ценю их точно так же, как врачебные знания и опыт. Для программы ЭКО сопереживание пациентам дает очень много. Есть диагноз бесплодия, но это не болезнь, люди с этим живут. Это – состояние души, это ее боль. Поэтому репродуктолог должен уметь слушать и слышать, чтобы суметь помочь. Психология, взаимопонимание между доктором и пациентом – это самое главноев ЭКО. От того сложатся ли доверительные отношения, зависит, будет ли положительный результат или нет.Если я чувствую доверие, то знаю, что женщина выполнит все предписания. При всем этом я стараюсь идти на поводу у пациенток, считаю, что они очень хорошо чувствуют свое состояние и понимают, в какой момент лучше действовать. Все наши репродуктологи имеют тот же подход, поэтому, наверное, и такой успех у клиники сегодня, такая высокая эффективность программы ЭКО в нашем Центре.
Стратегия развития Центра –как Вы ее видите?
В перспективе я вижу развитие у нас направления генетики. Сегодня, как и другие центры репродукции, мы отдаем генетический материал на исследование качества эмбрионов в большие генетические лаборатории, Моя мечта – открыть отделение генетики в нашей клинике, но для этого необходимо очень дорогостоящее оборудование. Нам нужно до него дорасти. А специалисты у нас есть -и замечательные.
Еще одналинияразвитиявидится в усилении направления эмбриологии. В мире существует инкубатор новейшего поколения – эмбриоскоп со встроенной видеокамера, позволяющей в режиме нон-стоп отслеживать, как развивается каждый эмбрион. Эмбриолог видит не итог отдельных стадий, а непрерывную последовательность, что важно для принятия решений. В России такого уникального оборудования пока еще нет.
А в настоящее время насущная наша проблема– это расширение площадей. По проекту клиника рассчитана на 50 пациентов в месяц, а уже сейчас ежемесячная загруженность у нас составляет 150 программ– очень много обращающихся. Работаем в две смены по 12 часов 6 дней в неделю. Внимательно разбираемся в каждом случае, не вводим пациентку в программу, если, допустим, в данном цикле у женщины не все условия складываются наилучшим образом. Люди прекрасно понимают мотивы доктора, и если видят, что их не прогоняют по программе бессмысленно лишний раз, больше доверяют.С другой стороны, мы всегда помним, что дети – это счастье и будущее семьи, и рады вовремя сделать все, что от нас зависит, ведь люди нам доверяют.
Адрес: г. Москва, ул. Школьная, д. 40-42
Тел./ факс: +7 (495) 673-9003
www.pokolenie-nxt.ru