Виктор Вахитов — Опережающий стартап
Виктор Вахитов — Опережающий стартап
РУБРИКА: Ценности успеха
Наш гость — Виктор Вахитов, директор компании PixlPark (г. Томск).
Возглавляемая Вами команда разработала первый в России облачный web-to-print сервис. Для Вас лично важен факт первенства?
Быть первым для меня важно, и не только в работе. Наш продукт сейчас уникален, но на рынке есть конкурирующие предложения. Мы их постоянно отслеживаем и анализируем, чтобы не просто быть первыми, но и лучшими в своем сегменте.
С какого рода трудностями приходилось сталкиваться, как они преодолевались?
Основная сложность сначала была в том, что мы стали разрабатывать интернет-сервис для отрасли, специфики которой не знали. Чтобы наше видение не противоречило работе будущих заказчиков, пришлось кропотливо разбирать ее особенности. Необходимо было прийти к стандарту, к решению, которое было бы интересно для всех, поэтому вникали во все, что говорили потенциальные клиенты. Так рождались модули и функционал нашей on-line системы.
Когда сервис был готов к запуску, оказалось, что наш рынок еще не созрел для него. А на Западе спрос был, поэтому первыми нашими клиентами стали компании из Турции, Великобритании, США. Однако мы верили, что и в России вскоре потребность возникнет. Сейчас у нас есть заказчики среди отечественных предприятий. По прогнозам в 2015-м в США 1/3 заказов на печать будет поступать через интернет, надеюсь, что и в нашей стране так будет года через 3.
Что для Вас неудача?
Т.к. я занимаюсь продажами, то для меня неудача — отсутствие новых контрактов. А для команды в целом — плохие результаты наших клиентов. Если они с помощью нашего продукта не находят новых заказов, значит, мы как разработчики сделали что-то не так. Однако сейчас, когда у нас уже есть успешные истории запуска сервиса, решение проблемы в основном зависит от пользователей. Важно, как типографии внедряют наш инструмент в свою работу. Бывают клиенты, для которых подключение к сервису не принципиально: у конкурентов есть, значит, и мне надо. Как здесь повлиять?
Что движет работу компании?
Стремление приносить пользу. Наш сервис – это новая модель работы с конечными потребителями. Также для нас важен энтузиазм. От него все зависело, когда мы создавали первую версию продукта, когда работали с первыми клиентами. Из-за разницы во времени общаться с ними приходилось после рабочего дня (внедрение выполняется удаленно). Только благодаря тотальной вовлеченности и можно было что-то сделать.
А дальше, когда начальный этап закончился?
Дальше – слаженная команда и выстроенный бизнес процесс. Но мы, по сути, еще стартап, и у нас иная мотивация. У нас нет большого штата, многие специалисты взаимозаменяемы — отлаженный рабочий процесс для нас где-то в будущем. И сейчас наша движущая сила — дух продукта, дух команды.
До 2012 года мы не рассматривали PixlPark как коммерческий проект. У нас был инвестор, и все, что мы делали, мы делали не из-за денег. Только 2 года назад вышли на самоокупаемость, а в 2013-м начали зарабатывать и возвращать инвестиции.
Как видится развитие?
Мы строим планы по развитию продукта, но в действительности все делается «от клиента». Наша цель – удовлетворить его потребности. Если у пользователя что-то не получается, если он не видит, как зарабатывать с помощью наших инструментов, то и у нас денег не будет.
Чтобы придать импульс развитию, стараюсь дать сотрудникам больше свободы в принятии решений. Надо, чтобы они сами придумывали приемы, продуцировали идеи и воплощали их. Стремлюсь к тому, чтобы коллеги становились менеджерам проектов, а не просто исполнителям задач.
Компания PixlPark неоднократно участвовала в конкурсах как инновационное предприятие и побеждала. Что привело к успеху?
Критерии оценки, как правило — актуальность продукта, потребность в нем российского рынка, персональный ресурс для реализации идеи. Первая победа пришла к нам в 2008-м. В 2012 г. приняли участие в Российской Венчурной ярмарке и конкурсе, проводившемся администрацией Томской области и одним из университетов Оксфорда. Мы уже были зрелой командой, состоялись как IT-специалисты, выпустили версию продукта, который работал и приносил прибыль. Все это вкупе позволило нашей компании подняться на пьедестал. Сыграло роль и то, что среди клиентов были зарубежные заказчики и крупная российская сеть фотомагазинов.
Есть чувство гордости за успехи, за то, что PixlPark работает на международном рынке?
Вполне привычно, что IT-специалисты из России высоко ценятся за рубежом; мы себя считаем хорошей IT-компанией и абсолютно нормально, что наша разработка востребована на Западе. А в силу того, что я самокритично отношусь к себе и знаю, что продукт можно улучшить, не вижу причин зазнаваться. За последние 2 года мы выросли, но все же еще не вполне уверенно стоим на ногах в финансовом плане. Просто есть продукт, который дает нам зарабатывать на жизнь и немного для инвестора, позволяет развиваться. Хотя со стороны люди могут видеть все иначе. Университетские друзья сейчас смотрят на меня как-то по-другому. Может, я иначе общаюсь, иначе оцениваю идеи, исходя из опыта PixlPark.
Как достижения компании повлияли лично на Вас?
В последние несколько лет очень много времени уделяю саморазвитию: изучаю специальную литературу, бизнес-кейсы, принципы развития бизнеса, как проводить продажи, как строить работу с командой, чтобы достигать профессиональных результатов. Мне пришлось пройти весь путь от программиста, далее — специалиста по технической поддержке, по продажам и стать руководителем компании.
Времени на личную жизнь сейчас намного меньше и это заставляет эффективнее решать частные вопросы, перераспределять обязанности. Чувствую высокую ответственность за то доверие, которое я получил от инвесторов и совладельцев компании. Ответственность за команду, за общее дело – все это дисциплинирует.
К чему, по-вашему, стоит стремиться всю жизнь? И как не пресытиться успехом?
Надеюсь, что пресытиться мне не грозит. А постоянно стремиться, наверное, надо к тому, чтобы все, что вы делаете каждый день, доставляло радость.