Майя Плисецкая Балерина-легенда
Майя Плисецкая
Совсем скоро, 20 ноября, мы отметим 90-летний юбилей одной из самых выдающихся личностей нашего времени — Майи Михайловны Плисецкой.
Легендарная Майя Плисецкая — не просто талантливая балерина и актриса, её божественный талант, неповторимая грация и феноменальная музыкальность стали эталоном, идеалом современной хореографии. Долгий жизненный путь этой уникальной женщины был полон триумфов и тяжёлых испытаний, жестокой борьбы, невосполнимых потерь, горьких разочарований и головокружительных успехов.
Начало звёздного пути
Майя Михайловна родилась в один из тех немногих погожих ноябрьских дней 1925 года, она коренная москвичка. В столице прошли первые годы жизни будущей знаменитости. Михаил Эммануилович Плисецкий, её отец занимал высокую должность в госаппарате Совнархоза, мать — Рахиля Михайловна Мессерер снималась в немом кино. Многие родственники Майи по материнской линии с успехом занимались театральным творчеством и хореографией. Девочку с ранних лет окружала удивительная, волшебная атмосфера настоящего искусства. Она нередко бывала с матерью на съёмочной площадке и за театральными кулисами.
В 1932 году семья Плисецких переезжает на остров Шпицберген в связи с новым назначением главы семьи. Беззаботная пора детства Майи Плисецкой неоэиданно закончилось в страшную ночь на 1 мая 1938 года, когда агентами НКВД был арестован Михаил Эммануилович. Вскоре и Рахилю Михайловну выслали в один из далёких лагерей в степях Казахстана. Как свидетельствуют документы, отца Плисецкой осудили и расстреляли в том же году. Мать смогла вернуться в Москву только спустя три года.
От детдома девочку спасло лишь то, что её удочерила тётя, Суламифь Михайловна Мессерер, талантливая артистка балета. Она же и привела малышку Майю в танцевальный класс. Юная балерина не прекращала свои занятия даже в суровые годы войны, её первое сольное выступлении состоялось в эвакуации, на сцене Свердловского театра в 1942 году.
Балерина-легенда
Спустя год девушка закончила училище и начала свою блестящую карьеру в Большом театре. Хореографы и критики сразу же отметили самобытный графичный рисунок танца Плисецкой, её лёгкий шаг, законченность жестов и поз, необыкновенную пластичность и гибкость, драматический талант молодой балерины. В 1960 году она становится примой-балериной театра, достойной приемницей ещё одной звезды советского балета — Галины Улановой.
На счету Майи Плисецкой десятки гениально сыгранных, сильных сольных партий в постановке лучших балетмейстеров современности: Григоровичем, Алонсо, Бежаром, Пети. Страстная до безумия Кармен, таинственная Аврора, дерзкая Китри, благородная Раймонда, величественная и непостижимая Хозяйка Медной горы, прекрасная Фригия, нежная Джульетта, каноническая Одилия-Одетта из «Лебединого озера» — список ролей примы можно продолжать бесконечно долго. Многие из партий были созданы специально для Майи. С Хосе Гранеро Майя Михайловна отважилась на смелый эксперимент и выступила в его постановках как танцовщица фламенко. Плисецкая не один раз успешно показала себя как отличный, с нестандартным подходом балетмейстер в спектаклях: «Чайка», «Дама с собачкой», «Анна Каренина». С начала1953 года она много снимается в кино и на телевидении.Причём это не только хореографические работы в фильмах-балетах, но и сложные драматические роли: княжна Бетси в «Анне Карениной», Полозова в «Вешних водах», певица Дезире в «Чайковском» и др. Снято немалое количество автобиографических лент о Плисецкой отечественными и зарубежными кинематографистами.
История Майи Плисецкой — пример феноменального творческого долголетия. Если обычно балерины прекращают свою концертную деятельность после 35 лет, то Плисецкая танцевала вплоть до самого преклонного возраста. Из театра она уволилась в 1990 году, но не оставила сцену и ещё не один год ей рукоплескали Париж, Нью-Йорк и Мадрид. Талант актрисы отмечен множеством международных наград. Русская балерина — кавалер престижных отечественных и иностранных орденов и медалей, почетный профессор знаменитой на весь мир Сорбонны и других учебных заведений.
Страстная натура Плисецкой нашла свое отражение и в её личных отношениях. Она пережила немало искромётных, ярких, трагических романов. Удивительной страницой её биографии стал короткий брак с Марисом Лиепой. Молодые, красивые, талантливые — они должны были бы стать идеальной парой. Но, к сожалению, супруги расстались всего лишь через три месяца. В 1958 году состоялась судьбоносная встреча балерины с Родионом Щедриным — известным советским композитором. Их союз стал образцом любви, уважения, взаимопонимания, верности и вдохновения. После распада СССР они проводили большую часть времени за рубежом: в Прибалтике, Германии, других странах Европы и практически не разлучались до самой смерти Плисецкой 2 мая этого года.