История предпринимательства.
История предпринимательства «НИЧЕГО НЕ ЖАЛЬ, БЫЛА БЫ ЖИВА ДЕРЖАВА»
Так Бахрушины определяли цель своей деятельности
24 октября 2014 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «о меценатской деятельности», а 29 октября Совет Федерации одобрил его. Этот законодательный акт, направленный на поддержку меценатства как особого вида благотворительной деятельности, в известной степени восстановил историческую справедливость.
В дореволюционной России благотворительность и меценатство признавались социально значимыми и всячески поощрялись. В советское время этот институт был отвергнут, деятельность созданных в царское время благотворительных организаций была прекращена, а полная ответственность за решение острых социальных проблем была взята на себя государством. Но бюджетные возможности любого государства ограничены. Во многом остроту социальных проблем населения может смягчить благотворительность, если она развита как системный механизм, выстраивающий взаимоотношения нуждающихся в помощи и готовых ее оказать. В новой России благотворительность была реабилитирована, принято соответствующее законодательство, развитие которого мы видим в принятом Федеральном законе.
Благотворительная деятельность в царской России – исключительный феномен. Во времена расцвета меценатства никаких государственных программ благотворительности не существовало. Всеми богатствами, которым владеют наши музеи, мы обязаны собирателям, меценатам. Практически все фонды музеев России до 1917 года были составлены из собраний коллекционеров. Эти не ограничился их великий вклад в культуру. Владельцы крупных промышленных предприятий, заинтересованные в квалифицированных работниках, вкладывали средства в развитие образования, в школы, училища, институты и университеты.
Широкой благотворительностью известны многие предпринимательские семьи занимались: Морозовы, Третьяковы, Прохоровы, Абрикосовы, Алексеевы, Баевы и другие. По мнению известного русского предпринимателя и общественного деятеля В. П. Рябушинского, самый весомый вклад в дело любви и милосердия сделали Бахрушины. На протяжении 200 лет семья Бахрушиных вложила миллионы рублей своего капитала в благотворительность и просвещение. Эта фамилия на слуху у москвичей благодаря Бахрушинскому театральному музею на улице Бахрушина. В остальном их деятельность мало известна, не только по причине замалчивания, но и по скромности всех без исключения Бахрушиных. Они никогда и ничего не делали напоказ или ради рекламы и не требовали для себя благодарности и наград. Но, чтобы сохранить пример человеколюбия в памяти будущих поколений, некоторым благотворительным учреждениям, открытым на средства семьи, присваивалось имя братьев Бахрушиных.
Купеческая семья предпринимателей начинала с торговли скотом в г. Зарайске Рязанской губернии еще в XVII веке. Основатель московской династии Алексей Федорович Бахрушин в 1821 году пешком пришел в Москву. Через двадцать пять лет он уже имел кожевенный завод, который реконструировал и оборудовал паровой машиной. «Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее и у других», говорил старик Бахрушин своим детям.
Его трое сыновей Петр Алексеевич (1819-1894), Александр Алексеевич (1823-1916) и Василий Алексеевич (1832-1906) продолжили дело. Бахрушины были старообрядцами и отличались редким человеколюбием. Они относились к своим работникам как к членам семьи. Многих бродяг они подняли с улицы, умыли, одели, привели на фабрику, дали работу и профессию. Благодарные рабочие и служащие трудились на бахрушинских предприятиях многие годы из поколения в поколение, и волнений и забастовок здесь не было.
На благотворительность, включая пожертвования церкви, эта семья потратила огромные по тем временам суммы, намного превышающие стоимость недвижимого имущества фирмы. Братья тратили на пожертвования больше, чем на бизнес, и процветали. В общей сложности Бахрушиными было создано около десятка профессиональных училищ, заложены основы трех музеев (в том числе знаменитого театрального), с их помощью создано четыре театра. Братья построили 10 храмов, оказывали постоянную помощь многим храмам и монастырям. Еще при жизни старших представителей семьи были выстроены и содержались за их счет: Бахрушинская городская больница, Дом бесплатных квартир, Приют и колония для беспризорных, Ремесленное училище для мальчиков, Дом для престарелых артистов. В Зарайске, на родине отцов, была построена церковь, богадельня и училище. Всего же, по воспоминаниям родственников, оказали значительное участие в создании или создали сами около 100 учреждений.
О некоторых благотворительных бахрушинских проектах стоит упомянуть особо.
В 1888 г. Бахрушины построили на Болотной площади «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек, через два года выстроили рядом еще одно здание, потом третье. При доме действовали два детских сада, начальное училище для детей, мужское ремесленное училище и профессиональная школа для девочек.
На свои средства Бахрушины создали в Москве приют для сирот. Но какой это был приют! В парковом районе Сокольников (земля была куплена и подарена городу) было построено шесть домиков, в которых большими семьями по 20-25 человек жили дети вместе с воспитателями. На создание приюта было израсходовано 150 тысяч рублей, а еще 450 тысяч составили неприкосновенный капитал, проценты с которого обеспечивали его жизнедеятельность. К 1905 г. в приюте содержались 150 «стипендиатов братьев Бахрушиных». В приюте был устроен домашний театр, имелись лазарет, прачечная и баня, руками детей насажены сады. Женщины рода Бахрушиных преподавали в приютской школе. Задачей приюта было подготовить детей к самостоятельной жизни, для чего их не только обучали грамоте, но и давали профессию. Здесь работали столярная и слесарная мастерские, кузница. Подростков учили электротехнике, как новому перспективному ремеслу. Уже во время учебы они выполняли сторонние заказы и зарабатывали своим трудом. Когда стипендиаты в 18 лет покидали приют, их трудоустраивали.
В 1887 году в Сокольниках появилась Бахрушинская больница для неизлечимо больных, затем первый в России хоспис, первый в Москве родильный дом, амбулаторию. Теперь это больница №33 имени А.А. Остроумова, первого главврача и выдающегося терапевта.
Бахрушиных называли в Москве «профессиональными благотворителями». В семье был обычай: по окончании года выделять из прибыли суммы на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Их «профессионализм» заключался в том, что затеянное ими благое дело не угасало со временем, а продолжало работать и приносить пользу людям. Часть пожертвованных средств братья клали в банк под проценты на содержание и развитие учреждения. Братья и их родственники входили в попечительские советы, вникали во все внутренние дела, чтобы вложенные деньги не расходовались понапрасну. И ни одно из построенных Бахрушиными благотворительных учреждений не оставалось без храма, построенного также на их пожертвования.
В 1901 г. Александр и Василий Бахрушины «за многолетнюю благотворительную деятельность в пользу беднейшего населения Москвы» были удостоены звания Почетных граждан. Этого звания удостоились всего 12 человек, и из них купцов всего трое – Павел Третьяков и братья Бахрушины.
Последний из братьев Бахрушиных, Александр Алексеевич, на склоне лет материально поддерживал работы по созданию отечественного воздушного флота, жертвовал на медицину. Он умер в 1916 году, в возрасте 92 лет, завещав из личных средств 800 тысяч рублей на благотворительность. Своим детям оставил завет «жить в мире и согласии, помогать бедным, жить по правде».
Театральный Бахрушинский музей возник по личной инициативе его сына Алексея Александровича (1865-1929). Страстный коллекционер, он собрал богатую частную коллекцию предметов театрального искусства, создал частный музей. Активный деятель Российского театрального общества, глава Московского театрального бюро, он многие годы вел большую полезную работу в ВТО. «Во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа», — сказал он, передавая 25 ноября 1913 года свою коллекцию Российской Академии наук.
После революции Алексей Александрович не покинул родину, он остался заведующим театральным музеем своего имени, продолжая дело своей жизни при Советской власти. На этом посту он оставался до последнего часа. Сегодня это Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина.
После революции предприятия Бахрушиных были национализированы. Иностранные журналисты спросили внучку одного из Бахрушиных, как теперь они собираются жить, оставшись без денег. Она ответила: «Ничего не жаль, была бы жива держава».
Подготовил; В.И. Вальков