Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

Визитная карточка — Город Касимов. Город и бизнес.

Вокзал города Касимов
Февраль 20, 2017 609 Просмотров
Поделиться

Визитная карточка — Город Касимов

Город и бизнес. 

Город как бы появляющийся из «преданий старины глубокой» – Касимов, который был основан почти одновременно с Москвой, а в 17 веке утратил своё значение столицы татарского ханства, заставляет нас размышлять о перипетиях исторического пути и внимательно всматриваться в наше наследие. Память о прошлом питает наше чувство принадлежности к родной земле, наше желание раскрыть её тайны и преумножить её ценность. Касимов – это сердце живой истории, бьющееся в такт нашему интересу к ней.

Первые свидетельства о существовании города относятся к XI веку и связаны они с фактом крещения его жителей. Официальной же датой его основания считается 1152 г., когда Юрий Долгорукий, укрепляя границы своей вотчины – Ростово-Суздальского княжества, сделал Городец Мещёрский (впоследствии ставший Касимовым) крепостью для защиты от нападений, грозивших со стороны правителей Муромо-Рязанской земли и Волжской Булгарии. Город был сожжён, вероятно, при набеге Батыя на северорусские княжества в 1237-38 гг. Через полтора столетия на волне духовного подъёма на Руси после Куликовской битвы наступает его возрождение, и в начале XV в. крепость его вновь встала, но только чуть выше прежнего положения по течению Оки. Имя ему дали Новый Низовой Город (назывался так до 1471 г.), потому что путь из Москвы шёл сюда вниз по рекам Москве и Оке.

С середины XV века в последующие 200 лет жизнь Касимова отражает самые значимые моменты отечественной истории. Итак, в 1445 г. великий князь Московский Василий II Васильевич (развивавший политику «собирания Руси») в результате проигранного сражения с ордынцами попал в плен к хану Улу-Мухаммеду, основателю Казанского ханства. Пленённый князь был вынужден поклясться на кресте, что даст противнику огромный «окуп», вследствие чего часть мещерских земель, в т.ч. и Новый Низовой Город, отошли во владение татарских правителей. Первым из них в 1452 г. стал царевич Касим, сын Улу-Мухаммеда. В честь него и назвали ханство, просуществовавшее до 1681 г.

Согласно исследованию историка Ю. В. Сафаргалиева политическое положение Касимова менялось (Сафаргалиев Ю. В. Эволюция статуса Касимовского ханства в рамках русской государственности // «Вестник Чувашского университета» 2008. № 4). На первоначальном этапе это государственное образование подчинялось Казанскому ханству, а русские князья платили дань касимовским властителям. Иван III, Василий III и Иван IV использовали взаимоотношения с Касимовым как инструмент внешней политики, что косвенно способствовало усилению великокняжеского престола, и благодаря чему стало возможным присоединение Казанского ханства к Московской Руси в 1552 г. С этого момента ханы и царевичи Касимова при инаугурации стали давать «шерть» (присягу на верность) великим князьям, а затем царям; а выплата дани прекратилась. Однако самобытное государство на территории Русского царства продолжало существовать. Этот факт активно использовался на дипломатической арене, чтобы продемонстрировать Турции, недовольной  присоединением Астраханского и Казанского ханств, лояльность к магометанству. В «Смутное время» настал закат Касимовского ханства, и город отошёл в казну.

230 лет власти ханов – каким бы ни был этот период, последующие поколения вольны извлекать уроки из него на своё усмотрение, обогащая или обедняя собственный духовный опыт. Касимовцы видят здесь историю развития мирных отношений русского и татарского народов, положившую начало долгосрочному сосуществованию 2-х культур.

Касимов туристический

Касимов на деньгах Росси

Благодаря уникальному культурно-художественному наследию Касимов  был включён в семейство городов Золотого кольца России. Т. о., роль, которую он играл в великокняжеские и царские времена, сегодня служит целям территориального маркетинга, обеспечивая богатство идей для развития внутреннего и въездного туризма. Архитектурные достопримечательности Касимова соотносятся и с разными историческими периодами, и с различными образами города, на основе которых строятся экскурсионные программы.

Со времён Касимовского ханства остались текие´  (усыпальницы) семей 2-х татарских правителей, минарет XV века. Что касается Ханской мечети, то она была с разрешения Екатерины II отстроена заново на рубеже XVIII-XIX вв. (оригинальное здание разрушили при Петре Великом). Зримые свидетельства существования татарского государства дополняются солидным корпусом произведений художественной литературы, в которых события развиваются в Касимове при ханах – тем самым расширяется поле воображаемых географий (т. е. восприятий пространства города на основе этих текстов) и возрастают возможности презентации исторического наследия.

Православная вера в городе никогда не оскудевала, и с завершением татарского правления здесь начинается расцвет христианского зодчества. В течение XVIII-XIX вв. на территории современного Касимова и Касимовского района возводятся величественные церкви и храмовые комплексы, которые сегодня вызывают живой интерес туристов как памятники архитектуры и как объекты паломничества. Их более 2-х десятков, и касимовцы с гордостью поведают вам уникальную историю каждого из этих культовых сооружений.

В 1700 г. была построена Богоявленская церковь, в архитектуре которой есть черты нарышкинского стиля (московского барокко). По её поводу касимовский краевед Н. И. Шишкин сообщает следующее: «Многие того мнения, что на её месте находился городецкий Бoгоявленский монастырь, в котором умер в 1263 г. святой великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, ещё на дороге он заехал в Мещерский Городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года».

В  Касимове в XVII-XVIII вв. существовал мужской Никольский монастырь, на его территории находилась деревянная церковь Николая Чудотворца. В 1705 г. вместо неё появляется каменный храм, в котором службы совершаются на протяжении уже более 300 лет (только в 1941-1943 гг. Никольская церковь была закрыта). Внутри сохранился резной позолоченный иконостас XVIII в., также там находится древний список Казанской иконы Божьей Матери – наиболее почитаемый в России образ Богоматери. Среди уникальных памятников культовой архитектуры – Троицкая, Благовещенская, Успенская церкви. В середине XIX в. в Касимове был построен Вознесенский кафедральный собор по проекту архитектора Н. И. Воронихина, доводившегося племянником знаменитому автору Казанского собора в Санкт-Петербурге.

В XIX в. Касимов развивается как центр торговой, финансовой и промышленной деятельности. Строительство этого периода связано с богатыми купеческими семьями, в городском пространстве появляются архитектурные ансамбли светского характера. Автором проекта застройки центра Касимова был архитектор-самоучка И. С. Гагин. Сохранившийся уникальный исторический облик города вдохновил Леонида Гайдая на то, чтобы здесь, в особняке Наставиных, снять в 1977 г. фильм «Инкогнито из Петербурга» по гоголевскому «Ревизору».

Кино и литература – благодатная почва для развития воображаемых географий и соответствующих экскурсионных маршрутов. В одном из них пространство Касимова неожиданно пересекается с Данией. Всё дело в том, что местная уроженка Анна Васильевна Ганзен (в девичестве Васильева) стала автором переводов сказок Г. Х. Андерсена. Краевед А. Н. Смирнов создал в городе Мемориальный музей А. В. Ганзен.

В Касимове чтят историю города и развивают на её основе современную культуру, применяя традиционные и инновационные технологии. Гостеприимный город готов удивлять и радовать всех, кто стремится обогатить свой внутренний мир новыми знаниями и художественными впечатлениями. Туристический бизнес формирует условия не только для экономического процветания, но и для роста национального самосознания и духовности в обществе.

В 2014 г. на базе Фонда «Касимовский центр поддержки предпринимательства – бизнес-инкубатор» был создан Касимовский центр туризма (КЦТ). В его задачи входит развитие города как уникального объекта культурно-исторического наследия и оказание профессиональных туристических услуг. КЦТ в частности занимается разработкой новых туристических продуктов и маршрутов, улучшает взаимодействие между бизнесом, обществом и властью в туристическом секторе.

Подготовила Людмила Калинина

 

Поделиться

Читайте также

Обзор Соц Сетей 2018

Обзор Социальных Сетей — Vk,Facebook,Vsvoemgorode

По данным исследования, проведенного в начале 2018 года аналитическим агентством We Are Social совместно с SMM-платформой Hootsuite, в России интернетом пользуются 110 млн человек.