При каком уровне инфляции выгоднее брать кредит?

Эта загадочная дефляция!
По данным Росстата, в период со 2 по 8 августа 2016 года в России впервые за пять лет наблюдалась недельная дефляция в размере 0,1%. Этот факт вызвал разные суждения : от «ура, конец периоду рецессии !» до «вот теперь-то экономика , точно, рухнет !». Что же происходит на самом деле, и какие последствия дефляция может иметь для бизнеса и для рядового потребителя?
Пожалуй, большая часть жизни трудоспособного населения нашей страны прошла в эпоху, когда цены постоянно росли, жизнь дорожала, а деньги обесценивались. Многим памятны 1991–95 годы со скачками цен , исчисляемым сотнями и даже тысячами процентов. Мы воспитаны на представлении, что инфляция – это зло, и с ней надо всячески бороться.
Между тем, если сопоставить динамику годовой инфляции с таким фундаментальным показателем экономики как валовый внутренний продукт (ВВП), картина получается далеко не однозначная.
На графиках показан период с 1991 по 2014 годы. ВВП России представлен в долларовом эквиваленте по так называемому паритету покупательной способности (ППС), что позволяет оценивать его независимо от текущего курса рубля.
Примерно до 1998-го года мы имели гиперинфляцию, которая к тому же «галопировала» помесячно и от года к году , достигая 2508,8% (1992 год) и резко падая до 11,0% (1997-й). ВВП в этот период значительно снижался, однако даже в точке кризиса 1991–92 годов, когда инфляция выросла более чем в 15 раз, падение ВВП составило немногим более 10%, а в 1998 году скачок инфляции от 11% до 84,5% вызвал снижение национального ВВП всего на 4,4% (c 843 до 806 млрд долл.).
Период сверхвысокой инфляции в деловой сфере характеризовался изобилием финансовых махинаций, всевозможных «пирамид» и откровенного криминала, однако заметим, что многие из нынешних уважаемых владельцев крупного бизнеса свой первоначальный капитал заработали именно тогда.
С 1998-го по 2008-й годы российская экономика стабильно росла, хотя инфляция сохранялась на довольно высоком уровне. Кризис 2008-го отразился на соотношении ВВП и инфляции вообще своеобразно: валовый продукт снизился примерно на 5%, а инфляция при этом… упала почти в полтора раза – с 13,3% до 8,8%! В период же с 2013 по 2014 годы и ВВП, и процент инфляции , как ни странно, синхронно увеличивались.
Рассмотренная картина говорит об одном: инфляция – не главный фактор, определяющий состояние экономики, и уж точно не является абсолютным злом. Скорее, можно говорить о некоем оптимальном её уровне, при котором население страны и бизнес чувствуют себя наиболее комфортно. Причём в зависимости от специфики национальной экономики этот уровень может быть разным: и 5 %, и 2 %, и даже 0,5%. Кстати, при сырьевой экономической модели, к которой пока относится Россия , слишком низкая инфляция особенно нежелательна.
А дефляция (отрицательная инфляция), согласно классической теории, способна серьёзно навредить экономике. Казалось бы : цены снижаются, всем должно быть хорошо , но оказывается нет! Когда деньги со временем не обесцениваются, а становятся только весомее, это снижает инвестиционную активность: зачем их пускать в дело, куда-то вкладывать, если и так, без всякого риска, завтра твои сбережения будут стоить дороже? Зачем брать кредит под проценты, если отдавать его придётся более дорогими рублями? Зачем покупать машину, квартиру, дачу сегодня , если через месяц или год они подешевеют? Вот и получается, что в условиях дефляции и бизнес, и покупатели перестают вкладывать свои деньги в дело.
С проблемой дефляции связано и явление под названием «ловушка ликвидности». Эта ловушка возникает , когда центральный банк лишается своего главного инструмента , понизив процентную ставку почти до нуля. В этой ситуации и дополнительная денежная эмиссия не приводит к увеличению совокупного спроса. Подобное происходит в Японии , где стоимость кредита некоторое время назад не превышала 0,1 –0,15% в год. Последствия привели страну к экономической рецессии – упала прибыльность производства, увеличились его издержки. Н аселение стало предпочитать сохранять сбережения и ограничивать себя в покупках, что вызвало дополнительное падение цен. Д лительный процесс дефляции привёл к снижению заработной платы и увеличению наличных накоплений, давящих на экономику мёртвым грузом. Вот, оказывается, к чему приводят те самые «дешёвые деньги», о которых наш бизнес так мечтает.
Вы скажете: где мы, а где Япония, нам бы их проблемы! Но дефляционные явления уже проявились кое-где и в российской экономике. Речь идёт о валютных сбережениях, которые у нас живут как бы отдельной жизнью, подчиняясь собственным законам. Если за последние 5 лет покупательная способность рубля снизилась более чем наполовину, то накопленные с того же времени доллары и евро существенно прибавили в своей реальной стоимости на нашем внутреннем рынке. К примеру, за 10 тыс. долларов в 2011 году в России нереально было купить новую иномарку, а сегодня – пожалуйста!
То есть налицо дефляция валютных сбережений. И к чему она приводит? Мы всё неохотнее расстаёмся с этими деньгами , держа их в кубышке или на валютном счёте, ждём, когда обменный курс станет ещё выгоднее, сетуем на то, что рубль понемногу укрепляется. В ыходит, знаем дефляцию тоже не понаслышке.
Что же произошло в начале августа 2016 года и вызвало переход уровня инфляции в России через ноль? Сыграла совокупность нескольких факторов: сезонное снижение цен на сельхозпродукцию, достаточное количество валюты на рынке (точнее, баланс рублей и долларов-евро, при котором трейдерам не выгодно покупать валюту), снижение покупательского спроса населения (у одних нет денег, другие их придерживают «на чёрный день»), застой в финансово-кредитной сфере и т.д., и т.п. Надо ли по этому поводу радоваться или, наоборот, опасаться чего-то катастрофического? Вряд ли.
Макроэкономические процессы идут своим чередом, и к концу года бюджетные выплаты и другие факторы неизбежно увеличат цифры на ценниках магазинов. Напомним, что по прогнозу Минэкономразвития инфляция в 2016 году должна составить 6,5%.
Вопрос в тему
При каком уровне инфляции выгоднее брать кредит?
В период высокой инфляции некоторые паникуют и даже закрывают бизнес: ведь кредиты дорогие, а деньги быстро сгорают. Но для опытных и расчетливых инфляция не помеха, они не боятся брать кредит и получают хорошую прибыль. В чём тут секрет?
Реальная стоимость заёмных денег определяется соотношением инфляции и платы за кредит, установленной банком. К примеру, если вы получили кредит под 28% годовых, а инфляция за этот год составила 30%, значит, вы выиграли, а если инфляция оказалась ниже кредитной ставки, то проиграли. Банки же устанавливают свой процент, отталкиваясь от ставки рефинансирования, назначенной ЦБ России.
На диаграмме помесячной инфляции и ставки рефинансирования можно увидеть, когда было выгодно, а когда невыгодно брать кредит.
Центробанк меняет учётную ставку довольно редко, в период с января 2011-го по декабрь 2015-го это происходило всего четыре раза, от 7,75% до 8,25%. А инфляция за это время колебалась в диапазоне между 3,5% (май 2012 г.) и 15,8% (апрель 2015 г.).
Предположим, вы брали кредит на год. Промежутки времени, когда этот кредит мог быть наиболее и наименее выгодным, показаны зелёной и красной стрелками.
Невыгодно было брать кредит с мая 2011-го по май 2012-го. Почему? На момент получения денег ставка рефинансирования составляла 8,25% и была ниже текущей инфляции (9,23%), так что банк без сомнения назначил вам высокий процент. А к сроку возврата кредита инфляция упала до 3,52% (намного ниже ставки Центробанка), то есть вы вернули своему банку более полновесные рубли, чем у него занимали.
Выгодным же для кредита оказался период с февраля 2014-го по февраль 2015-го, за это время инфляция выросла с 5,9% до 14,1% при неизменной ставке рефинансирования. Значит, через год вы вернули кредит более дешёвыми деньгами.
Конечно, это очень упрощённые теоретические выкладки, не учитывающие многих обстоятельств реальной жизни. Но главное, что они подтверждают : вести успешный бизнес можно при любой инфляции и дефляции.
Подготовил: Владимир Гурьянов