Денежные реформы в России. И монеты, и билеты
Денежные реформы в России. И монеты, и билеты.
С именем 4-го министра финансов России Егора Францевича Канкрина связана денежная реформа 1839-1843 годов, сущность которой заключалась в выпуске кредитных билетов, имеющих обеспечение серебром. Фундаментальная задача реформы заключалась в «оздоровлении», упорядочении и стабилизации денежной системы России, а также внедрении новой кредитной системы, основанной на серебряном монометаллизме, то есть закреплении за серебром роли полноценного и единственного платёжного средства. Это планировалось осуществить с помощью изъятия из обращения подвергшихся девальвации ассигнаций, а затем перейти к использованию единого серебряного рубля.
Основные положения реализации реформы были изложены в двух специальных документах, вышедшие 1 июля 1839 года. Эта дата и считается началом денежной реформы Егора Канкрина.
Один из документов – манифест «Об устройстве денежной системы». Он свидетельствовал о девальвации ассигнаций и готовил почву для их уничтожения. Второй документ – Указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке». Он гласил: «В кассу сию принимать от приносителей, для хранения, вклады серебряной монетою Российского чекана. Поступающую в Депозитную Кассу монету хранить неприкосновенно от сумм коммерческого банка…».
Подготовка к денежной реформе начиналась ещё в 1827 году. Тогда при взносах в казну некоторых налоговых платежей было разрешено принимать от населения серебро по биржевому курсу 1:3,7 или 27 копеек серебром за рубль ассигнациями. Впоследствии, курс был немного откорректирован и уточнён, и составил 27,4 копейки. Это дало возможность пополнить государственную казну желанным металлом. Егор Канкрин использовал и неординарные решения, такие как ввод платины как валютного металла. С конца 1829 года и по 1845 в России стали чеканить платиновые трёх, шести и двенадцати рублёвики. Их называли белыми полуимпериалами и империалами. Соотношение цены платины к серебру было установлено 5:1.
Между тем, в упомянутом манифесте 1839 года были прописаны основные положения реформы денежно-кредитной системы России. В частности, устанавливался «твёрдый» обменный курс государственных ассигнаций, находящихся в обращении к серебряному рублю. Он и только он и являлся основным средством расчётов и платежей. В связи с этим поступления в казну и выдача денег из казны определялись исключительно в серебряных рублях. Далее, при Государственном коммерческом банке должна была быть создана специальная «Депозитная касса». Ассигнации признавались вспомогательным знаком ценности. Манифестом также подтверждалась законность использования и золотой монеты.
Она должна приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 30% надбавкой от её нарицательной стоимости. Позднее были созданы ещё два документа касающиеся денежной реформы 1839-1843 годов. Это были манифесты «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 млн. серебром» от 1 июля 1841 года и «О замене ассигнаций и других денежных представлений кредитными билетами» от 1 июня 1843 года. Этими документами предусматривались такие реформирования денежной системы России, как выпуск в обращение кредитных банковских билетов и осуществление в 1843 году выпуска кредитных билетов нового образца. В результате всех преобразований денежная реформа Егора Францевича Канкрина прошла в три этапа.
Задачей первого этапа было остановить девальвацию ассигнаций, закрепить курс ассигнационного рубля к серебряному рублю и осуществить выпуск в оборот депозитных билетов. Главное заключалось в том, что необходимо было придать деньгам фактическую прочность путём обеспечения их размена и провести девальвацию ассигнаций. В январе 1840 года была создана Депозитная касса. Каждый обладатель серебра мог сдать его в кассу и получить взамен билеты Депозитной кассы достоинством 100, 50, 25, 10, 5 и 3 рубля серебром. Они были объявлены законными платёжными средствами. С помощью депозитных билетов на 100% обеспеченных серебром, правительство стремилось возродить доверие к бумажным денежным знакам, накопить в казне запасы серебра и подготовить почву для введения полноценных бумажных денег. Был пущен слух, что серебряные рубли потеряют ценность, и при расчётах будут приниматься только депозитные билеты. Это создало необычайную популярность билетам Депозитной кассы.
Второй этап реформы Егора Канкрина сводился к выпуску в обращение «кредитных билетов Сохранных Казен». Это было вызвано экономической необходимостью. В 1840 году в средней полосе России был сильный неурожай. Началось быстрое изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. В качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов Сохранных Казен, Вспомогательных домов и Государственного заёмного банка. Билеты выпускались под ссуды, выдаваемые под залог имений и прочих форм долгосрочного залогового кредитования.
Третий этап реформы заключался в изъятии из обращения ассигнаций депозитных и кредитных билетов старого образца (до 1843 г.) и полной их замене депозитными и кредитными билетами нового образца 1843 года. Билеты были выпущены семи достоинств. Сначала в обращение поступили знаки с нарицательной стоимостью 3, 5, 10 и 25 рублей, а чуть позже увидели свет билеты достоинством 1, 50 и 100 рублей.
Денежная реформа 1839-1843 годов изменила отношение к медной монете в России. Она была провозглашена исключительно разменным средством по отношению к серебру, как основе денежной системы. Это потребовало повысить внутреннее достоинство медных номиналов. На медных монетах появились диковинные обозначения номинала «1 копейка серебром», «2 копейки серебром» и т. д. Вместе с тем в 1839-1843 годах в России была создана новая денежная система, в которой ведущую роль играли кредитные билеты. Их ценность обеспечивалась через систему государственных банков. Но главная заслуга Егора Канкрина состояла в том, что он добился бездефицитного государственного бюджета. Эта реформа обеспечила относительно устойчивое денежное обращение, которое сохранялось около 10 лет, но была подорвана Крымской войной 1853-1856 годов.
Подготовил
Валерий Будумян