Багиев Расим Труд, преумножающий щедрость земли
Багиев Расим — Труд, преумножающий щедрость земли
Багиев Расим Гаджибаба оглы, директор овощеводческого тепличного хозяйства «РЭХН» в Саратовской области, лауреат премии «Национальный управленческий резерв – 2015»
Хозяйство Расима Багиева, ООО «РЭХН», – один из лидеров тепличного овощеводства в регионе, в год здесь выращивают до 7 тысяч тонн огурцов и помидоров, выручая за них порядка 200 млн. рублей. Расположен тепличный комплекс в селе Константиновка Саратовского района, теплицы занимают в общей сложности 26 га, в хозяйстве трудятся около 400 человек.
– Расим Гаджибаба оглы, насколько тяжело работать в теплицах, и как вы решаете проблему кадров?
– Работа нелёгкая, при всей нашей постоянной модернизации производства без ручного труда здесь не обойтись. К тому же теплицы – это повышенная влажность и температура. Такие условия труда устроят не каждого, но мы стараемся обеспечить людям возможность нормально жить и зарабатывать. Зарплату выплачиваем без задержек, два раза в месяц. Если приобретаем автобусы для перевозки рабочих, то непременно комфортабельные. За минувший год мы обзавелись двумя дополнительными автобусами и «газелью». У нас работают жители Саратова и соседних сёл: Поповки, Сосновки, Рыбушки. А приезжающих на сезонные работы – в основном из Азербайджана и Узбекистана – селим в общежитии на 200 мест. Общежитие комфортабельное — удобная мебель, телевизоры, холодильники, стиральные машины, есть собственная баня. Планируем строить ещё одно общежитие для рабочих. В целом люди довольны и работают на совесть.
– Расскажите о вашем нововведении, светокультуре. Что это за технология?
– Светокультура – интенсивный метод выращивания за счёт дополнительного искусственного освещения. При российском климате для развития растений даже в защищённом от холода грунте не хватает света в межсезонье. Мы называли этот период мёртвым, а отечественные тепличные огурцы появляются на прилавках только к концу января. В «РЭХН» на полутора гектарах теплиц мы применили искусственное освещение. В начале октября высадили рассаду и на светокультуре стали выращивать огурцы. Риск, разумеется, был, да и затратное это дело, но эксперимент удался – с ноября мы здесь уже собираем огурцы нового урожая. Вместе с расходами на установку подстанции переход на светокультуру обошёлся хозяйству более чем в 55 млн. рублей.
– Оценил покупатель столь ранние огурцы?
– Спрос на огурцы в межсезонье большой, соответственно выше и цена. А вообще наши константиновские огурчики пчелоопыляемого сорта «Эстафета», да ещё выращенные на чистой артезианской воде, такие вкусные, что даже жители окрестных посёлков, где полно своих огурцов, едут за ними в центр. Сейчас ежедневно снимаем 2–3 тонны, половину отправляем в Саратов, остальные в Москву, Вологду, Пензу, Екатеринбург. А под выращивание огурцов на светокультуре планируем занять еще 4 га, но уже под более высокоурожайный сорт. Так что «РЭХН» оказался пионером светокультуры огурцов не только в области, но и в России.
– Помимо искусственного освещения, какие ещё интересные агротехнические методы вы используете?
– Располагаем собственной пасекой, приносящей дополнительный доход. От пчел двойная польза – дают мёд и опыляют растения в теплице. Засеваем медоносом несколько полей. У нас есть сельхозтехника: плуги, сеялки, культиваторы, два колесных и гусеничный тракторы. С вредителями тепличных растений боремся биологическими методами, не прибегая к ядовитым инсектицидам, покупаем насекомых-энтомофагов, которые поедают паразитов. В агрохимической лаборатории контролируем остаточное количество пестицидов и нитратов. Наша продукция проверяется областной санэпидстанцией и имеет сертификат качества. Собираемся строить биологическую лабораторию, сформировали отдел по агрономии.
– Вы вкладываете немалые средства в благоустройство территории. Что нового появилось в Константиновке благодаря вашему агрокомплексу «РЭХН»?
– Посадили фруктовый сад, подрастают 17 саженцев грецкого ореха, разбиты клумбы. В этом году выкопали пруд, наполнили его водой и запустили малька карпа. В дальнейшем планируем вырыть ещё один пруд, где будем разводить форель, а на берегу посадим яблоневый сад по интенсивной технологии: карликовые яблони на шпалерах, с капельным поливом. Помогаем администрации решать и социальные вопросы.
– Сейчас местные жители, наверное, на ваше хозяйство не нарадуются. А насколько трудным было начало?
– Тепличное хозяйство начиналось в 2003 году, и тогда жители села Константиновка едва ли верили в успех. Привести в порядок землю стоило каторжного труда. Боролись с зарослями кустарника, трактором распахивали неровности, вкапывали столбы для каркасов теплиц, завозили грунт для рассады. Сложной задачей было подвести сюда воду, электричество, газ. Но, как меня учили отец и дед, земля будет щедрой, если в неё вкладываешь свой труд. А трудиться на земле я привык ещё у себя на родине, на Апшероне. В Россию из Азербайджана приехал в 1974 году. Сейчас моя семья и мой дом здесь, в Константиновке. И земля эта стала моей второй родиной.