Александр Зацепин:«Музыка рождается в тишине»
Александр Зацепин:«Музыка рождается в тишине»
Рубрика Юбиляры:
Его песни знает и поёт вся страна. Он пережил четыре развода, смерть двух жён, похороны единственного сына. Он мог сорваться, запить, уйти из профессии и тихо доживать свой век. Но… Воля и упорство, сильный характер и напор, с которым он добивается своего, удивляют и восхищают. Несмотря на возраст, ведь 10 марта 2016 года Александру Зацепину исполнилось 90(!), он до сих пор – один из самых востребованных композиторов в кино и шоу-бизнесе. О юбиляре снято много фильмов. И, кажется, рассказано всё, несмотря на то, что композитор предпочитает не распахивать душу, не говорить о личном. Но колоссальная популярность и замкнутость – вещи не совместимые. Итак…
Родился Александр Сергеевич Зацепин в Новосибирске 10 марта 1926 года. Отец — Сергей Дмитриевич Зацепин, был хирургом, репрессирован. Мать — Валентина Болеславовна Оксентович преподавала русский язык и литературу. В доме было много пластинок с классической музыкой. Будущего композитора родители отдали учиться в музыкальную школу. На пианино он играл с удовольствием, несмотря на то, что частенько ему хотелось позаниматься другими интересными делами, которых было предостаточно. Это и химия – дома была целая лаборатория с колбочками и пробирками, и радиотехника – паял, собирал радиоприёмники, и акробатика – сальто вперёд и назад выполнял без проблем, и велосипед…
Окончив среднюю школу, Александр Зацепин поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, но в марте 1945 года его за накопленный «букет хвостов» отчислили из вуза и призвали в армию. Зацепин делал попытку убежать на фронт, но его отправили обратно. В армии он самостоятельно освоил игру на нескольких инструментах и в итоге он попал в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Начались гастроли. Потом — запретили джаз, как вредное капиталистическое явление, и все оркестры, имеющие к нему отношение, расформировали. Тогда дирижёр сказал Зацепину:
– Учись играть на балалайке! Или пойдёшь дослуживать в армию. Другого варианта нет.
Александр быстро освоил этот музыкальный инструмент и успешно играл в оркестре. Однажды во время гастролей в Алма-Ате Зацепин пришёл подавать документы в музучилище, но ему предложили идти сразу в консерваторию, мол, с такой подготовкой – примут. И его действительно приняли на фортепианное отделение, а на будущий год – и на композиторское к известному ленинградскому педагогу, профессору Евгению Брусиловскому.
Дипломной работой Зацепина стал балет в трёх актах «Старик Хоттабыч». Балет поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета, где с успехом шёл долгие годы. В 1956 году Зацепин написал музыку к фильму «Наш милый доктор» режиссёра Шакена Айманова. Это был второй подарок судьбы к окончанию учёбы. Музыку к фильму записывали в Москве с оркестром знаменитого тогда Виктора Кнушевицкого. Ему понравился молодой композитор, и он предложил ему переехать в столицу.
Поначалу с работой в Москве было не очень-то. Но тут вмешался случай. Режиссёр Леонид Гайдай поссорился с Никитой Богословским, написавшим музыку к его фильмам «Пёс Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики» и остался без композитора. А Гайдай как раз начинал работу над «Операцией «Ы» и другими приключениями Шурика». Тут-то ему и порекомендовали Зацепина. После некоторых колебаний Леонид Гайдай согласился. Так родился блестящий творческий союз Гайдай — Зацепин. Вскоре к ним присоединился ещё один талантливый человек — поэт Леонид Дербенёв. Вместе они написали более 100 песен. Их сотрудничество продолжалось до самой смерти поэта в 1995 году. Всего же Александр Сергеевич написал более 300 песен и сочинил музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Среди них – «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82»… «Песенку про медведей», «Песню про зайцев» и «Остров невезения» пела вся страна. В 1966 году Александр Зацепин стал лауреатом песенного фестиваля в Болгарии за песню «Легенда о Варне».
К тому времени Александр Сергеевич познакомился с Аллой Пугачевой, тогда ещё никому не известной певицей. Зацепин сразу оценил молодое дарование и пригласил Аллу работать для кино. Это было необыкновенной удачей для любого исполнителя. Кино открывало путь к успеху. Так появились «До свиданья, лето», «Любовь одна виновата», «Волшебник-недоучка», «Этот мир придуман не нами», «Куда уходит детство?» и другие всеми любимые песни в исполнении Аллы Пугачевой. В 1975-76 годах Александр Зацепин дважды становился лауреатом международных конкурсов в США за песни «До свиданья, лето» и «Друг друга мы нашли». В 70-х на экраны выходят «Земли Санникова» с песней «Есть только миг» и «Женщина, которая поёт». А ещё в творческой биографии Зацепина был грандиозный советско-итальянский проект – фильм Михаила Калатозова «Красная палатка».
В начале 1980-х годов, не меняя гражданства, Зацепин уехал во Францию. В СССР ему не разрешили работать по очень выгодному контракту с американской кинокомпанией. Живя же за границей, это можно было осуществить.
Народный артист России Александр Сергеевич Зацепин говорит о себе так:
– Я люблю тишину. В тишине у меня рождается музыка. В ней моя душа, мои эмоции. Я дорожу каждой минутой, потому что время летит сейчас так быстро, а хочется ещё многое успеть…
Да, он и сегодня весь в работе. Сочиняет два новых мюзикла и детский балет.
С юбилеем Вас, дорогой Александр Сергеевич и пусть музыка, как и прежде, будет Вашей хранительницей души!