Визитная карточка — Петропавловск Камчатский
Петропавловск-Камчатский
Как неоднократно это случалось в отечественной истории, Петропавловск-Камчатский стал проектом, над развитием которого трудились русские и иностранцы. Город зарождался в эпоху освоения Россией дальневосточной Азии и северо-западной Америки. Он овеян славой морских экспедиций Беринга, Лаперуза, Кука, Крузенштерна. Кругосветные путешествия и географические открытия, таинственно прекрасная природа – эти героико-романтические черты имиджа Петропавловска-Камчатского сегодня дополняются активным стремлением превратить город в туристический и транзитно-логистический центр.
Визитная карточка
Благодаря Владимиру Атласову, прозванному «обретателем Камчатки», об этой удивительной земле, богатой пушниной, стало известно московскому правительству. Будучи участником первых экспедиций, Атласов в 1700 г. систематизировал накопленную информацию и составил подробные «сказки» о Камчатском полуострове и островах, «через кои путь лежит в зело чудное Нифонское царство», т. е. в Японию. И в том же 1700-м году был назначен 1-й камчатский приказчик – Т. Кобелев, в его ведение был сбор пушного налога с местных жителей – ительменов.
Дальнейшая история с освоением полуострова и появлением здесь нового русского поселения связана с Витусом Йонассеном Берингом. В период Второй Камчатской экспедиции (1732-1743 гг.) он проявил большой интерес к Авачинской губе, сделав её отправным пунктом для плавания к берегам Америки. В сентябре 1739 г. капитан-командор направил несколько человек для подробного исследования Авачинской бухты. Среди командированных был Иван Елагин, который и стал основателем Петропавловска-Камчатского. Своим названием город также обязан экспедиции Беринга – в её распоряжении было два пакетбота: «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел».
Осенью 1740 г. в поселении появились первые постройки – несколько жилых домов, бани, две казармы, канцелярия и магазины-склады. Основанная на берегу Авачинской губы Петропавловская гавань стала экспедиционной базой для моряков. С середины XVIII в. её стали изображать не только на российских, но и на западноевропейских географических картах. Однако только в конце столетия к ней проявили интерес английские и французские мореплаватели – Джеймс Кук и Жан-Франсуа де Лаперуз посетили российскую гавань во время своих кругосветных путешествий.
Импульс социально-экономическому развитию города (статус «города» Петропавловская гавань получила в 1812 г.) задал Пётр Рикорд, опытный морской офицер, капитан I ранга, который в 1817 г. был назначен начальником Камчатки и командиром Петропавловской гавани. Он неоднократно ходил под парусами у берегов Курил и Камчатки, был знаком с жизнью на полуострове и всё же, вступив в должность, сразу лично посетил все камчатские селения. Бедность жителей, их потребности в самом необходимом были восприняты П. Рикордом с состраданием, он задался целью помочь людям – повысить качество их жизни. Начальник Камчатки добился от вышестоящих чиновников выделения бюджетных средств на медицинские нужды и на развитие сельского хозяйства. Им были предприняты меры не только для защиты от голода, но и для улучшения структуры питания населения. По инициативе П. Рикорда в Петропавловской гавани даже проходили ежегодные осенние выставки овощной продукции местных огородов.
Особой заботой командира было развитие городской инфраструктуры, а для этого требовались рабочие. П. Рикорд сумел открыть «ремесленный дом», где обучали столярному, слесарному и плотницкому делу. Началась стройка, и хотя были проблемы и с кадрами, и с поставкой леса, тем не менее, в Петропавловской гавани появились казармы для камчатских экипажей, несколько складов, лазарет, магазины. При П. Рикорде строительство впервые осуществлялось согласно плану, наметились зачатки улиц. Около собственного дома он разбил парк – и это тоже было сделано ради людей. За пять лет П. Рикорду удалось преобразить столицу Камчатки, в 1822 г. город был переименован в Петропавловский порт. За осуществление социально-экономических улучшений Пётр Иванович Рикорд был удостоен ордена Святой Анны с такой формулировкой: «За человеколюбивое попечение о благе жителей Камчатского полуострова».
Согласно исследованиям местного краеведа А. П. Пирагиса Петропавловск-Камчатский трижды переживал периоды расцвета, они приходятся на 1849-1855, 1909-1916 и 1956-1991 годы. Начало интенсивного развития региона связано с введением статуса губернии и с деятельностью первого губернатора Камчатки В. С. Завойко; второй этап ознаменован выделением в 1909 г. Камчатской области из состава Приморской, что было необходимой мерой для усиления российского влияния на северо-востоке империи. И, наконец, в советское время, в 1955 г., Камчатский обком КПСС и Камчатский облисполком ходатайствовали в Правительстве РСФСР о выделении Камчатской области из состава Хабаровского края. С 23 января 1956 г. Камчатская область обрела самостоятельность и соответственно возможность формировать собственный бюджет и направлять средства на решение насущных социально-экономических вопросов. Для Петропавловска-Камчатского, по выражению А. П. Пирагиса, начался золотой век.
Между прошлым и будущим
Сегодня для России Камчатский край, как и весь ДВФО, — регион новых экономических возможностей, занимающий стратегически важное положение между странами АТР – крупнейшими мировыми производителями товаров массового спроса, с одной стороны, и европейскими государствами, где эти товары потребляются, с другой. В связи с этим для российского Дальнего Востока открывается перспектива стать центром глобальных торговых, производственных и транспортных потоков, определяющих новую геополитическую ситуацию в мире. Чтобы наиболее полно использовать потенциал Камчатки, здесь действуют режимы Территории опережающего развития и Свободного порта. Уже началась реализация части крупных проектов, разработанных для разных отраслей экономики, другие проходят стадию обсуждения и оценки, также формируется банк бизнес идей.
В рамках режима Свободного порта в Петропавловске-Камчатском инициирован проект по созданию крупного морского логистического центра. Он направлен на удовлетворение потребностей предприятий рыбопромышленной отрасли Камчатки и Дальнего Востока в комплексном обслуживании рыбопромысловых судов во время их стоянки в порту, а также в рефрижераторных перевозках на экспорт готовой рыбной продукции, минуя её перевалку в портах Южной Кореи, Китая и Владивостока. По плану предусмотрено строительство в Петропавловске-Камчатском холодильного комплекса проектной ёмкостью 15 000 тонн, причальных сооружений, ремонтных цехов для межрейсового обслуживания промыслового флота, рефрижераторных площадок и складского комплекса.
Недавно началась поэтапная реализация проекта порта-хаба, который должен стать пунктом в плане развития Северного морского пути, а между тем в Петропавловске-Камчатском во второй половине мая уже побывала делегация представителей администрации и бизнес-кругов из г. Хуньчуня (КНР). Цель рабочего визита – сотрудничество в организации постоянно действующей морской торговой линии Петропавловск-Камчатский – посёлок Зарубино – Хуньчунь. для доставки из Китая на Камчатку товаров народного потребления и перевозки морепродуктов по обратному маршруту. В ходе переговоров китайские предприниматели также получили приглашение участвовать в качестве грузоотправителей в тестовом рейсе атомного лихтеровоза «Севморпуть» по маршруту Мурманск – Петропавловск-Камчатский – Мурманск, который намечен на осень текущего года.
Одним из приоритетных направлений для развития экономики региона власти Камчатки считают туризм со специализацией на экологическом, спортивном, морском круизном, рыболовном, лечебно-оздоровительном и культурно-этнографическом направлениях и набирающих всё большую популярность – экспедиционном и экстремальном. Однако пока что в полной мере любоваться красотами края вулканов, гейзеров и водопадов, заниматься здесь фрирайдом или каякингом и наслаждаться целебным действием горячих источников мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и сервиса международного уровня. Инвестиционные проекты могут кардинально изменить ситуацию. Так, например, разработан проект туристической зоны в Авачинской бухте со строительством морского вокзала для приёма круизных лайнеров. Кроме того, в столице Камчатки выстроят современный многофункциональный комплекс, включающий бизнес-центр, туристический и спортивный объекты. Таким образом, Петропавловск-Камчатский – это город, в котором уже начинается завтрашний день.
Подготовила Людмила Калинина