Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Визитная карточка —  Петропавловск Камчатский

Визитная карточка -  Петропавловск Камчатский
19 октября, 2017 2559 Просмотров
Поделиться

 Петропавловск-Камчатский

Как неоднократно это случалось в отечественной истории, Петропавловск-Камчатский стал проектом, над развитием которого трудились русские и иностранцы. Город зарождался в эпоху освоения Россией дальневосточной Азии и северо-западной Америки. Он овеян славой морских экспедиций Беринга, Лаперуза, Кука, Крузенштерна. Кругосветные путешествия и географические открытия, таинственно прекрасная природа – эти героико-романтические черты имиджа Петропавловска-Камчатского сегодня дополняются активным стремлением превратить город в туристический и транзитно-логистический центр.

Визитная карточка

Благодаря Владимиру Атласову, прозванному «обретателем Камчатки», об этой удивительной земле, богатой пушниной, стало известно московскому правительству. Будучи участником первых экспедиций, Атласов в 1700 г. систематизировал накопленную информацию и составил подробные «сказки» о Камчатском полуострове и островах, «через кои путь лежит в зело чудное Нифонское царство», т. е. в Японию. И в том же 1700-м году был назначен 1-й камчатский приказчик – Т. Кобелев, в его ведение был сбор пушного налога с местных жителей – ительменов.

Дальнейшая история с освоением полуострова и появлением здесь нового русского поселения связана с Витусом Йонассеном Берингом. В период Второй Камчатской экспедиции (1732-1743 гг.)  он проявил большой интерес к Авачинской губе, сделав её отправным пунктом для плавания к берегам Америки. В сентябре 1739 г. капитан-командор направил несколько человек для подробного исследования Авачинской бухты. Среди командированных был Иван Елагин, который и стал основателем Петропавловска-Камчатского. Своим названием город также обязан экспедиции Беринга – в её распоряжении было два пакетбота: «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел».

Осенью 1740 г. в поселении появились первые постройки – несколько жилых домов, бани, две казармы, канцелярия и магазины-склады. Основанная на берегу Авачинской губы Петропавловская гавань стала экспедиционной базой для моряков. С середины XVIII в. её стали изображать не только на российских, но и на западноевропейских географических картах. Однако только в конце столетия к ней проявили интерес английские и французские мореплаватели – Джеймс Кук и Жан-Франсуа де Лаперуз посетили российскую гавань во время своих кругосветных путешествий.

Импульс социально-экономическому развитию города (статус «города» Петропавловская гавань получила в 1812 г.) задал Пётр Рикорд, опытный морской офицер, капитан I ранга, который в 1817 г. был назначен начальником Камчатки и командиром Петропавловской гавани. Он неоднократно ходил под парусами у берегов Курил и Камчатки, был знаком с жизнью на полуострове и всё же, вступив в должность, сразу лично посетил все камчатские селения. Бедность жителей, их потребности в самом необходимом были восприняты П. Рикордом с состраданием, он задался целью помочь людям – повысить качество их жизни. Начальник Камчатки добился от вышестоящих чиновников выделения бюджетных средств на медицинские нужды и на развитие сельского хозяйства. Им были предприняты меры не только для защиты от голода, но и для улучшения структуры питания населения. По инициативе П. Рикорда в Петропавловской гавани даже проходили ежегодные осенние выставки овощной продукции местных огородов.

Особой заботой командира было развитие городской инфраструктуры, а для этого требовались рабочие. П. Рикорд сумел открыть «ремесленный дом», где обучали столярному, слесарному и плотницкому делу. Началась стройка, и хотя были проблемы и с кадрами, и с поставкой леса, тем не менее, в Петропавловской гавани появились казармы для камчатских экипажей, несколько складов, лазарет, магазины. При П. Рикорде строительство впервые осуществлялось согласно плану, наметились зачатки улиц. Около собственного дома он разбил парк – и это тоже было сделано ради людей. За пять лет П. Рикорду удалось преобразить столицу Камчатки, в 1822 г. город был переименован в Петропавловский порт. За осуществление социально-экономических улучшений Пётр Иванович Рикорд был удостоен ордена Святой Анны с такой формулировкой: «За человеколюбивое попечение о благе жителей Камчатского полуострова».

Согласно исследованиям местного краеведа А. П. Пирагиса Петропавловск-Камчатский трижды переживал периоды расцвета, они приходятся на 1849-1855, 1909-1916 и 1956-1991 годы. Начало интенсивного развития региона связано с введением статуса губернии и с деятельностью первого губернатора Камчатки В. С. Завойко; второй этап ознаменован выделением в 1909 г. Камчатской области из состава Приморской, что было необходимой мерой для усиления российского влияния на северо-востоке империи. И, наконец, в советское время, в 1955 г., Камчатский обком КПСС и Камчатский облисполком ходатайствовали в Правительстве РСФСР о выделении Камчатской области из состава Хабаровского края. С 23 января 1956 г. Камчатская область обрела самостоятельность и соответственно возможность формировать собственный бюджет и направлять средства на решение насущных социально-экономических вопросов. Для Петропавловска-Камчатского, по выражению А. П. Пирагиса, начался золотой век.

Между прошлым и будущим

Сегодня для России Камчатский край, как и весь ДВФО, — регион новых экономических возможностей, занимающий стратегически важное положение между странами АТР – крупнейшими мировыми производителями товаров массового спроса, с одной стороны, и европейскими государствами, где эти товары потребляются, с другой. В связи с этим для российского Дальнего Востока открывается перспектива стать центром глобальных торговых, производственных и транспортных потоков, определяющих новую геополитическую ситуацию в мире. Чтобы наиболее полно использовать потенциал Камчатки, здесь действуют режимы Территории опережающего развития и Свободного порта. Уже началась реализация части крупных проектов, разработанных для разных отраслей экономики, другие проходят стадию обсуждения и оценки, также формируется банк бизнес идей.

В рамках режима Свободного порта в Петропавловске-Камчатском инициирован проект по созданию крупного  морского логистического центра. Он направлен на удовлетворение потребностей предприятий рыбопромышленной отрасли Камчатки и Дальнего Востока в комплексном обслуживании рыбопромысловых судов во время их стоянки в порту, а также в рефрижераторных перевозках на экспорт готовой рыбной продукции, минуя её перевалку в портах Южной Кореи, Китая и Владивостока. По плану предусмотрено строительство в Петропавловске-Камчатском холодильного комплекса проектной ёмкостью 15 000 тонн, причальных сооружений, ремонтных цехов для межрейсового обслуживания промыслового флота, рефрижераторных площадок и складского комплекса.

Недавно началась поэтапная реализация проекта порта-хаба, который должен стать пунктом в плане развития Северного морского пути, а между тем в Петропавловске-Камчатском во второй половине мая уже побывала делегация представителей администрации и бизнес-кругов из г. Хуньчуня (КНР). Цель рабочего визита – сотрудничество в организации постоянно действующей морской торговой линии Петропавловск-Камчатский – посёлок Зарубино – Хуньчунь. для доставки из Китая на Камчатку товаров народного потребления и перевозки морепродуктов по обратному маршруту. В ходе переговоров китайские предприниматели также получили приглашение участвовать в качестве грузоотправителей в тестовом рейсе атомного лихтеровоза «Севморпуть» по маршруту Мурманск – Петропавловск-Камчатский – Мурманск, который намечен на осень текущего года.

Одним из приоритетных направлений для развития экономики региона власти Камчатки считают туризм со специализацией на экологическом, спортивном, морском круизном, рыболовном, лечебно-оздоровительном и культурно-этнографическом направлениях и набирающих всё большую популярность – экспедиционном и экстремальном. Однако пока что в полной мере любоваться красотами края вулканов, гейзеров и водопадов, заниматься здесь фрирайдом или каякингом и наслаждаться целебным действием горячих источников мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и сервиса международного уровня. Инвестиционные проекты могут кардинально изменить ситуацию. Так, например, разработан проект туристической зоны в Авачинской бухте со строительством морского вокзала для приёма круизных лайнеров. Кроме того, в столице Камчатки выстроят современный многофункциональный комплекс, включающий бизнес-центр, туристический и спортивный объекты. Таким образом, Петропавловск-Камчатский – это город, в котором уже начинается завтрашний день.

Подготовила Людмила Калинина

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр