Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

100 лет Октябрьской революции Послесловие к юбилею

Июль 4, 2019 24 Просмотра
Поделиться

 

Если историческая память что-либо стирает, то, несомненно, для того, чтобы написать что-то заново. 2017 год вызвал очередную волну жарких споров о том, что случилось век назад. Мы ещё не избавились в полной мере от красно-белого мировосприятия, хотя сменилось уже несколько поколений. Но новых потрясений год столетия революции не принёс. Ответственность, патриотизм и здравый смысл, проявляемые и властью, и обществом, сильнее попыток некоторых политических сил опять стравить соотечественников.

Но память – не сама история, и что было, то было, из песни слова не выкинешь. Какая рука, одновременно строгая и честная, избавила бы Россию от пережитых в ХХ столетии бедствий и потерь? Какая рука лишила бы Россию Великой Победы в Великой Отечественной войне, её побед и достижений на пути экономического и социального прогресса, достигнутого в советские годы?

Несомненно, в СССР было много созидательного и героического, а не только беспощадные эксперименты, разрушения и насилия. Винить во всех пережитых бедствиях партию и власть, отрицая при этом преодоление разрухи гражданской войны, восстановление хозяйства, индустриализацию, социальные и культурные преобразования, послевоенную экономическую мощь и мировую науку – непродуктивно. Победы и достижения этого периода без организующего начала и руководства были бы невозможны.

Однако думать, что без революции 1917 года Россия остановилась бы в развитии, было бы оскорбительно для нашего народа, который развивал прогресс всю историю. Россия через сто лет после Петровских реформ победила Наполеона. Еще через столетие, перед первой мировой, она была в числе ведущих держав Европы, а по темпам развития превосходила их. Главной движущей силой прогресса всегда был и остаётся народ.

Первая мировая война, а затем революция и гражданская война отбросили наше Отечество далеко назад. Не случайно в СССР и через полстолетия продолжали сравнивать текущие показатели с данными последнего благополучного года дореволюционной России – 1913-го. Это ещё вопрос, развалилась бы Россия, подобно СССР, имей она двадцать лет спокойствия и тех темпов развития и роста национального богатства.

Партия большевиков и советская власть, объединив распадающуюся империю, отказались от идеи мировой революции и перешли к практическим задачам. Надо было налаживать разрушенную экономику, общественную жизнь, разрабатывать законодательство, развивать науку, культуру и образование, наладить подготовку кадров, обеспечить оборону. Когда обращались к наследию прошлого и объективно действовали в национальных интересах, тогда и созидали успешно – восстановили державу и её хозяйство.

А реализуя марксистские догмы, разрушая уклад, религию и насаждая репрессии, уродовали или омрачали многие достижения. Несмотря на мощные рывки в индустриализации, на победу во Великой Отечественной войне, на военную мощь и на множество других впечатляющих свершений, в целом коммунистический эксперимент потерпел неудачу. Ибо нет такой высокой цели, ради достижения которой можно пренебрегать человеческими жизнями, наследием предков, вековыми традициями, заключающимися в вере, любви, чести и сострадании. Жизнь народа, в том числе и тех, кто верил в коммунизм и осознанно боролся за него, не могла быть загнана в идеологические рамки.

Разбирая уроки истории, особенно глубоко должна понимать свою высочайшую ответственность интеллигенция, учитывая, что её сила может быть использована как на созидание, так и на разрушение.  И видеть эту ответственность не в том, чтобы непременно находиться в постоянной оппозиции любой государственной власти, а в том, чтобы влиять и на власть, и на общество своим нравственным примером, мудростью, убеждением. Часть интеллигенции, которая склонна к общественно-политической активности, не должна становиться послушной служанкой власти, но, с другой стороны, не следует видеть во власти врага. Кому больше дано, с того больше и спрос, право на свободу творчества и самовыражения нерасторжимо связано с обязанностями, прежде всего, со служением Родине и исполнением гражданского долга.

Мы до сих пор болезненно переживаем последствия стремительных реформ и «шоковой терапии», а также распада СССР. К сожалению, мы потеряли много хорошего, вызванного самой жизнью и возникшего в советский период. Не удалось найти нового принципа для сохранения единства народов, принадлежащих к единому цивилизационному пространству. Система народного представительства, освобождённая от партийного диктата, так и не обрела нового дыхания. Исчезли или превратились в фикцию многие социальные гарантии. Прекратили существование или пришли в упадок вполне ещё жизнеспособные промышленные и сельскохозяйственные комплексы. Ослабли международные позиции нашей страны, на восстановление которых уходят годы.

А вот то, что оскверняет душу человеческую, что выросло на ядовитой почве отрицания морали, веры, традиционных духовных и нравственных ценностей, к сожалению, пустило глубокие корни. Тем не менее в нашем обществе всегда преобладали здоровые силы, а в народе никогда не угасала стойкая приверженность традиционным ценностям, Атеизм перестал быть государственной политикой, и это оздоровило общественную жизнь, в которую включились верующие всех конфессий многонационального государства.

Одним из самых тяжелых последствий революции были лишение народа инициативы, запрет на собственность, командный принцип, обобществление всего и вся, постепенное превращение всех трудящихся в государственных работников. По выражению философа Ивана Солоневича, эксплуатация человека человеком была заменена эксплуатацией человека бюрократом. Понадобилось три четверти века, чтобы вернуть естественный ход вещей – органическое развитие, хозяйственную самодеятельность населения, частную инициативу, многоукладность в экономике. Это несомненные положительные достижения последних десятилетий. Всё чаще мы оцениваем наше прошлое не как наследники Октября 1917 года, а как наследники всей многовековой истории России. А что касается будущего – надо работать, повышать деловую активность населения, развивать демократические институты, прежде всего местное самоуправление, самоорганизующиеся сообщества. Повышение социальной ответственности граждан уменьшит численность и власть чиновников, зависимость от государства, снизит коррупцию. Население будет обустраивать окружающий мир сообща, это восстановит чувство солидарности, умение вести диалог, находить компромисс ради общего блага.

Есть одна мысль, которую задолго до революционных событий высказывали почти все писатели, философы, да и современники и участники переворота. Народ относился с недоверием к революции, видел в ней опасность смуты, провоцирующей «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин). Это понимала и лучшая часть интеллигенции, в том числе – все русские философы, уцелевшие благодаря спасительным пароходам (их выслали из страны). Мыслитель С. Н. Сыромятников, впоследствии сподвижник П. А. Столыпина, писал в 1901 году: «Русский коммунизм есть исконное разрушительное начало русского народа, есть растрата природных богатств его страны, есть растрата богатств его натуры. Излечиться от него можно только вольным трудом и твёрдым правом собственности» («Опыты русской мысли»).

Предостережение мыслителя сегодня выглядит как предсказание, которое полностью сбылось. Но он дал мудрый совет, как исправить положение. Надо излечиться – вольным трудом и твёрдым правом собственности. Русские мыслители, подобно Эйнштейну, соединившему в одно целое время и пространство, объединяют неразрывной связью собственность и труд. Одно вытекает из другого, одно не может существовать без другого. Мы наконец-то это поняли.

Валентин Вальков.

Поделиться

Читайте также

Учить детей — учиться у детей

МУЙТУЕВА Светлана Николаевна
Директор МБУ ДО «Усть-Канский центр детского творчества»
Адрес: 649450, Республика Алтай, Усть-Канский район, село Усть-Кан, ул. Первомайская, д.

Кузница кадров и передового опыта

ЧЕТВЕРУХИНА Гульнара Абубакировна
Директор МБОУ «Гимназия № 6 им. С. Ф. Вензелева», Почётный работник общего образования РФ
Адрес: 652870, Кемеровская область, г. Междуреченск, пр. Строителей, д.

Однажды на уроке

Как-то утром простая школьная учительница Галина Ивановна Игнатова шла через парк, быстро стуча каблуками по асфальту.

Как узнать человека по почерку

Хигир Борис Юзикович
Профессор, доктор психологии.
Автор многочисленных публикаций о влиянии имени, отчества, даты рождения на характер и судьбу человека.
Адрес: г. Москва
Тел: + 7 495 395 70 34
Эл.