Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Школа, в которой мир обретает звучание

7 сентября, 2019 1239 Просмотров
Поделиться

Тыльченко Лариса Васильевна

Директор ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

Лауреат конкурса «Директор года-2018»

Заслуженный учитель Республики Хакасия

Член-корреспондент Международной академии общественных наук

Адрес: 655016, Республика Хакасия, г. Абакан, просп. Дружбы Народов, д.31

Сайт: https://surdo.khakasiyaschool.ru/

Современная социально-экономическая ситуация требует новых подходов в образовании. Новые реалии касаются буквально всех просветительских направлений. В том числе и в такой сложной сфере, как обучение детей с различными нарушениями здоровья. Для них необходимо создать особую образовательную среду, позволяющую им максимально адаптироваться в социуме, найти своё место в жизни.

В 2003 году в Абакане появилась новая школа. Уникальность её сразу определила курс развития педагогической системы учреждения. В школе-интернате обучаются ребята с нарушениями слуха. Это единственное такое учебное заведение в Хакасии. Для того, чтобы его воспитанники смогли получить полноценное образование, педагогам необходимы не только талант и опыт, но и специальные знания. Слабослышащим и глухим детям достаточно сложно социализироваться, так как нарушения слуховой функции ведут к отсутствию или недоразвитию речи, что осложняет контакты с внешним миром. И этот порог необходимо преодолеть именно в детстве, когда закладываются все основные навыки общения с окружающим миром.

За 16 лет работы школы в ней сложился высокопрофессиональный, творчески мыслящий коллектив. Здесь чтут традиции, преемственность поколений, но всегда открыты новому, прогрессивному. И это даёт свои результаты. Дважды – в 2016 и 2018 годах – учреждение вошло во Всероссийский рейтинг «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая школа-интернат». Эти достижения в полной мере показывают качество работы сотрудников учебного заведения.

На пути к успеху педагоги и директор школы – Лариса Васильевна Тыльченко – «взяли» не одну вершину мастерства. Практически ежегодно были победы в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах. Новые идеи и методики, которые родились здесь, стали руководством к действию для других школ подобного профиля.

В процессе обучения и социализации у воспитанников школы-интерната формируется ряд личностных качеств: творческая и познавательная активность, саморегуляция и умение устанавливать межличностные контакты, эрудиция, культура поведения, критичность ума и аналитические способности, адекватная самооценка. Всё это позволит детям определиться в дальнейшей жизни.

В школе ведётся активная инновационная деятельность. В 2006 году здесь открыта Республиканская базовая площадка по направлению «Внедрение инновационных программ индивидуального обучения». С 2008 года реализуются две новаторские программы: гражданско-патриотического становления личности в образовательном пространстве «Мы – дети России» и «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с нарушением слуха, как условие их социализации».

Федеральная стажировочная площадка «Распространение в Республике Хакасия современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» работает в школе с 2011 года. В 2014 году по инициативе руководства и коллектива педагогов открыто структурное подразделение школы – «Слухоречевой Центр» для оказания социального психолого-педагогического сопровождения семей с неговорящими детьми дошкольного возраста.

Успешной адаптации в социальной среде детей с нарушениями слуха способствует внедрение социального проекта «Мир здоровья» и комплексной программы «Мир без границ». В рамках последней глухие дети отдыхают в летнем оздоровительном лагере «Багульник» совместно со слышащими сверстниками. А программа «Семья особой заботы» ставит целью психолого-педагогическое сопровождение приёмных семей со слабослышащими детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

С первого класса у детей формируется экологическое сознание и ответственное отношение к здоровому и безопасному образу жизни. Для этого педагогами школы разработана специальная программа для начальных классов, налажена устойчивая здоровьесберегающая инфраструктура.

Девиз коллектива школы-интерната: «Необучаемых детей не бывает!», а педагогическое кредо – «Каждому ребёнку – индивидуальный подход». В соответствии с этим составляются учебные и воспитательные программы. Здесь нет «уравниловки» и никто не заставляет детей учиться методом силы. «Каждый ребёнок должен воспринять ровно столько знаний и умений, сколько позволяют его возможности» – так считают все педагоги школы. На уроках всегда царит доброжелательная атмосфера, никто не ставит «двоек».

Важно то, что из почти 90 человек учительского состава треть – мужчины. Это создаёт в школе семейную обстановку, даёт дополнительные возможности для развития и адаптации детей. На это же направлена и внеурочная работа. В школе действует 44 объединения дополнительного образования, ориентированные на индивидуальные особенности учеников.

Работа ведётся по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, гражданско-патриотическое, самоопределение, интеллектуальное, общение и досуг, семья и общество. Система преподавания в кружках, клубах и секциях – концентрическая. Это значит, что здесь закрепляют материал, пройденный в основное учебное время. Но делается это уже в игровой форме, с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Отношения педагогов и воспитанников в процессе внеурочной деятельности основаны на партнёрско-коллективной, равноправной творческой деятельности. Основные задачи – включение детей в активную работу, доступность и наглядность материала, неразрывная связь теории с практикой. Всё это достигается с учётом возрастных особенностей и особенностей развития при сочетании индивидуальных и коллективных форм работы. Освоение материала идёт по пути от простого к сложному.

Материально-техническая база школы интерната за последние годы значительно обновилась и полностью соответствует современным стандартам. Учебные кабинеты оснащены мультимедийной аппаратурой с подключением к сети Интернет. Музыкальный и гимнастический залы – одни из лучших среди республиканских школ. Есть компьютерный класс, столярная и швейная мастерские, медицинский и процедурный кабинеты, сенсорная комната, библиотека.

Большое внимание в школе-интернате уделяют исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся. При этом акцент делается на применение современных технологий. На базе школы проходят тематические семинары и круглые столы. Ежегодно учащиеся защищают ряд исследовательских проектов.

В рамках развития активной гражданско-патриотической позиции старшеклассников традиционно работает летняя школа юных избирателей «Право выбора», которая создана по инициативе Избирательной комиссии Республики Хакасия совместно с республиканским Министерством образования и науки. На занятиях ребята изучают избирательное право, принимают участие в мастер-классах. Для них проводятся интересные и познавательные экскурсии.

Успехи коллектива ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» многократно отмечены наградами, почётными грамотами и благодарностями федерального, регионального и муниципального уровня. О том, как удаётся поддерживать высокий уровень образовательной и воспитательной работы Лариса Васильевна Тыльченко говорит так:

– В любой работе важна системность. Здесь мы говорим и о планировании, и о подборе материалов и, о сохранении накопленных знаний. Но, говоря о планировании, важно чтобы оно было продуманным и применимым на практике. Всё должно быть, исходя из диагностики: первое – это естественно здоровье учащихся, второе – уровень подготовки, на момент которой составляется программа или план работы, и третье – условия, которые позволят все задумки выполнить.

Благодаря усилиям всех сотрудников, абаканская школа-интернат развивается, совершенствуется, выпуская из своих стен хорошо подготовленных молодых граждан, которые не только найдут своё место в жизни, но и достигнут в ней определённого успеха.

Татьяна Гурышкина

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр