Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Татьяна Харченко: «В школе определяется жизненный путь человека»

23 июля, 2019 1186 Просмотров
Поделиться

Харченко Татьяна Александровна

Директор МБОУ «СОШ №3 им. С. Орджоникидзе»

Заслуженный учитель Российской Федерации

Адрес: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Калинина, 137

Сайт: www.klsch3.narod.ru

Школа – это не только ступень овладения знаниями к получению преференций в будущем; это – действенный институт социальной жизни, где личность ребёнка претерпевает сложную трансформацию в процессе образования и воспитания, открытия своих возможностей и значимости для общества. В этот период для школьника важно познать, что его труд над развитием души, интеллектуальных и творческих способностей и над формированием социально-полезных навыков преображает все стороны индивидуального и коллективного существования. И в этом ему помогает общение и взаимодействие с учителями, родителями и сверстниками-друзьями.

Татьяна Александровна, что лежит в основе разнообразной и насыщенной деятельности вашего учебного заведения, в чём Вы видите суть школьного образования?

‒ 20 лет назад мы начали процесс построения модели адаптивной школы, т. е. школы, которая должна быть для всех детей тёплым, уютным домом, и где их должны сопровождать успех, счастье и радость. Если мы говорим о педагогике, как о системе любви к ребёнку, то наша задача сделать так, чтобы, придя к нам, он чувствовал: его здесь ценят как единственного и неповторимого, его здесь любят и надеются на его дальнейшее развитие и будущие успехи, потому что верят, что у каждого есть талант. Как только дети начинают знакомиться с нашим учебным заведением в рамках Школы будущего первоклассника, мы стремимся привить им две взаимосвязанные вещи: желание учиться и любовь к школе. Ребёнка не обманешь, и если он захочет довериться учителям, тогда и мы сможем ожидать от всей нашей деятельности позитивный результат.

Уже на начальном этапе мы даём понять ученикам: то, что сделано сегодня – это залог определённого, большого, успеха завтра. У них есть много увлекательных и полезных занятий, а значит, просто так гулять – некогда. С первоклассниками работает педагог-психолог, задача которого определить индивидуальные способности и проблемы и выстроить в зависимости от них программу адаптации для каждого ребёнка. Огромная заслуга учителей начальной школы в формировании у детей всех необходимых навыков и качеств, которые помогают им успешно и с интересом учиться, а также участвовать в разнообразной познавательной, творческой и социальной деятельности вместе со своим коллективом.

Наше кредо ‒ любовь к ребёнку как к личности; эта жизнеутверждающая идея постоянно вдохновляет на развитие новых проектов. Желание помочь детям распознать истинные ценности, которые являются основой по-настоящему счастливой жизни, организует всю систему нашей учебной и воспитательной работы как единое целое.

В школе действует несколько Центров, как это влияет на развитие учеников, что помогает достичь?

‒ Мы перевели всю нашу работу в отдельные Центры, каждый из которых специализируется на каком-то определённом направлении. Сегодня их шесть: Центр духовно-нравственного воспитания «Ковчег»; Центр здоровьесбережения; Центр технического образования; Центр гражданско-патриотического воспитания; Центр информационного сопровождения; Центр «Содружество». Ещё раз подчеркну: образование – это процесс обучения и воспитания, поэтому деятельность центров состоит из блока учебной и блока воспитательной работы, т. е. изучение школьных предметов идёт в купе с внеклассными мероприятиями, занятиями в кружках, секциях, общественно-полезной работой. Внутри каждого центра всё взаимосвязано, и они друг друга дополняют – одним словом, школа – это система, где нет ничего случайного, но всё работает на благо ребёнка, способствует его становлению.

Например, деятельность Центра «Ковчег» направлена на духовно-нравственное развитие личности. Оно не должно происходить в отрыве от жизни – не может быть какой-либо этической теорией, поэтому, работая в данном направлении, мы выделяем такие аспекты как семья, религия, Отечество, мир, культура. Они раскрываются и предлагаются к осмыслению в рамках блока учебных дисциплин (русский язык, литература, история, МХК), изучения православной культуры, как на занятиях, так и в ходе внеклассной работы ‒ на экскурсиях по храмам, монастырям и местам, связанным с истоками православия. И опять-таки, здесь реализуется не только ознакомительная функция, но и воспитательная. Вот по такому принципу построена работа в наших центрах.

Судя по вашим информационным материалам, Вы целенаправленно взаимодействуете с родителями. Как они становятся участниками ваших проектов?

‒ Мы с ними должны быть полноправными партнёрами и выстраивать единую систему воспитания наших детей. Исходя из этого намерения, мы создали в школе Клуб родительской любви и Клуб отцов (важно продвигать их роль в условиях определённой феминизации общества). Родители – организаторы и участники школьных мероприятий, некоторые из них также руководят у нас кружками. Т. о., приглашая родителей к общению, к совместной деятельности, мы способствуем становлению сообщества «семья и школа», делаем его дружным и настоящим. Для нас при этом также открывается возможность преодолевать разногласия по поводу подходов к образованию, которые характерны для нашего времени.

На базе вашей школы действует городской волонтёрский отряд. Как зародилось это движение?

‒ Ещё в 2012 г. мы выбрали такую форму работы с подростками как волонтёрское движение с целью профилактики таксикомании и наркомании. Дали отряду название: «Я выбираю жизнь». Давно уже мы перешагнули пределы того 1-го направления, которое определяли как основное, сейчас наши волонтёры организуют и проводят в городе многочисленные акции. В частности они ведут своего рода шефство над детским приютом в посёлке Чемерне. Его воспитанники частенько приезжают к нам в гости (или наши ребята бывают у них), участвуют в наших мероприятиях, после которых традиционно мы все собираемся на чаепитие за тесным дружеским столом: пьём чай с пирогами, ведём беседу или просто молчим – порою это лучше, чем пустой разговор. Вот так дети, заботясь о ближнем, научаются основополагающим ценностям жизни: любви, доброте, взаимопониманию, помощи  Проектов по деятельности волонтёрского отряда и других наших центров с каждым годом всё больше, их краеугольные принципы –толерантность и милосердие.

МБОУ «СОШ № 3 им. С. Орджоникидзе» ‒ лауреат многих престижных конкурсов, среди которых: Всероссийский конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; Всероссийский конкурс «Лучшие школы России»; Всероссийский конкурс «100 лучших школ России»; Всероссийский конкурс «100 лучших предприятий и организаций России»; дважды лауреат регионального конкурса «Лидер в образовании». Школа № 3 ‒ лучшее образовательное учреждение области по результатам независимой экспертизы жителей Брянской области; школа внесена в Национальный реестр «Ведущее образовательное учреждение России». Учащиеся СОШ № 3 – неоднократные победители всероссийских и международных предметных олимпиад, творческих и образовательных конкурсов.  Педагоги школы стали победителями и лауреатами дистанционного Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Академия таланта» (2014), II международного фестиваля методических разработок «Созвездие» и фестиваля «Педагогические достижения» (2015), Всероссийского конкурса методических разработок «Мой лучший урок» (2016). Директор учебного заведения Т. А. Харченко — победитель Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения» и лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы — 2016». Татьяна Александровна награждена медалью «Народное признание педагогического труда» от Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» («Общероссийский народный фронт») и Почётной медалью «За инновации и развитие» от Международного форума «Инновации и развитие».

Людмила Калинина

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр