Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Столетие наполненное знаниями

7 июня, 2019 1233 Просмотра
Поделиться

Детские сады, школы, училища, ВУЗы – это образовательный массив, который растит и воспитывает гражданина и профессионального работника. Но потребности человека в информации, самовыражении выходят далеко за рамки официально преподаваемых знаний. Удовлетворить эти стремления призвана система дополнительного образования.

В этом году исполняется 100 лет государственной системе внешкольной работы с детьми и подростками. В 1918 году в Москве (район Сокольники) было открыто первое официальное учреждение этой сферы – Станция юных любителей природы. За основу программ работы и воспитания был взят уникальный дореволюционный опыт российских педагогов-энтузиастов.

Борис Васильевич Всесвятский

Иван Васильевич Русаков

Первые кружки и мастерские при церковно-приходских школах и сиротских приютах появились в России в конце XIX века. В начале ХХ века организовались просветительские заведения. Эта работа тесно связана с именами педагогов Станислава Теофиловича Шацкого и Александра Устиновича Зеленко. Ими для детей из бедных семей в Москве (район Бутырской слободы и Марьиной рощи) в 1905 году основаны детские клубы и детский сад, которые носили общее название «Дневной приют для приходящих детей».  Весной 1906 года эти заведения посещали уже 150 воспитанников. Для них были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная), организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». В 1909 году Шацким и Зеленко создано общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в Калужской губернии – одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь», положившая основу целой системе летних палаточных лагерей. Внешкольную работу с детьми Шацкий и Зеленко продолжили и при советской власти.

После Великой Октябрьской социалистической революции остро встал вопрос образования молодого поколения. Несмотря на разруху и гражданскую войну два энтузиаста – педагог Борис Васильевич Всесвятский и врач-педиатр Иван Васильевич Русаков решили создать кружок, где дети могли бы изучать природу. В январе 1918 года они обсудили эту идею. Вот как об этом впоследствии вспоминал сам Всесвятский: «В заключение беседы Иван Васильевич предложил мне взяться за организацию такой станции. «Мы вам поможем, – говорил он. – Предоставим реквизированные дачи по вашему выбору, дадим помощника и сторожа. Ну, а всё остальное придётся делать вам…» Что я мог ответить? Я был просто в восторге. Приобщать детей к природе, учить их познавать её, углублять свои биологические знания – разве может это не увлечь каждого биолога-педагога? Конечно, я тут же дал согласие».

При активной поддержке Сокольнического Совета рабочих депутатов в июне 1918 года в реквизированной летней купеческой даче в Ростокинском проезде была создана первая в России Станция юных любителей природы. А через год, в июне 1919 года проведён Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию.

Большой вклад в организацию внешкольной работы внёс Антон Семёнович Макаренко и его сподвижник Виктор Николаевич Терский. Именно они подвигали в педагогику принцип, что «человек не воспитывается по частям», и делом доказали необходимость целостного воспитания и образования.

К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 учреждений внешкольной работы, находящихся в ведении различных министерств и ведомств. После победы в Великой Отечественной войне система внешкольного образования и воспитания активно развивалась. Повсеместно открывались дома и дворцы пионеров, где дети изучали самые разные дисциплины, занимались творчеством, моделированием и изобретательством. Для желающих заниматься спортом организовывались кружки, секции и школы, воспитанники которых прославили советский спорт. Практически все эти заведения были бесплатными.

Наряду с крупными центрами внешкольного образования, на базе различных научных учреждений и обществ работали кружки и секции, из которых вышла целая плеяда известных учёных. Таким был биологический кружок при Московском обществе испытателей природы (МОИП). Его организовала в 1955 году зоолог и педагог Анна Петровна Разорёнова. «Более 350 выпускников кружка считают себя «разорёновскими детьми». Есть среди них члены-корреспонденты Российской Академии наук, профессора, доктора и кандидаты наук, авторы известных книг о природе нашей страны. Судьба разбросала их не только по просторам нашей страны, но и всего мира – к 100-летию Анны Петровны письма шли из США, Австралии, Германии и Израиля» (Цитата из статьи А. А. Тишкова, профессора, академика РАЕН).

Бурные годы перестройки, слома политической и государственной систем Советского Союза нанесли значительный урон системе дополнительного образования. Но восстановить утраченное удалось достаточно быстро, так как тема занятости детей всегда была сверхактуальна, особенно во времена экономического хаоса. В 1992 году законодательно было введено понятие дополнительного образования. Система перешла на качественно новый уровень развития.

Во многих регионах дополнительное обучение входит в общую образовательную среду, и направлено на развитие личности и уникальности ребёнка. Удовлетворение естественного стремления к познанию себя и окружающего мира, активизация творческого и созидательного потенциала подрастающего поколения – главные цели, стоящие перед педагогами, работающими в этой сфере. Кроме того, занятость детей во внеурочное время решает ряд актуальных задач: предупреждение правонарушений и профилактика безнадзорности, отвлечение детей и подростков от пагубных привычек, расширение кругозора и профессиональная ориентация.

На сегодняшний день в структуре системы дополнительного образования насчитывается более 16 тысяч учреждений. В них обучаются почти 70 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Правительством разработана Концепция развития дополнительного образования. Специалистами крупных научных центров (таких как подмосковный «Сколково» и сочинский «Сириус») разработан целый ряд глобальных программ по вовлечению детей и подростков в творческий и научный процессы. Успешно работает детский технопарк «Кванториум», где юные таланты реализуют свои возможности.

Всё большее значение приобретают негосударственные организации дополнительного образования. Предпринимательство в этой сфере активно развивается.  По статистическим данным за последние пять лет число таких учреждений выросло более чем в 10 раз.

Тенденцией последнего времени стало включение центров дополнительного образования в систему инновационных площадок. В перечень вошли около 40 домов и дворцов детского творчества, различные образовательные центры. Выстроена система грантов для повышения эффективности работы и стимулирования педагогического состава. Дополнительное образование стало частью конкурсной программы WorldSkills – международной ассоциации, цель работы которой – популяризация рабочих профессий.

Татьяна Гурышкина

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр