Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Допул Урана Павловна

8 октября, 2020 1166 Просмотров
Поделиться

Главный специалист по обеспечению деятельности Кызылского городского местного отделения Тувинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»

Тувинские народные игры

в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Тувинский народ за свою историю накопил колоссальное культурно-педагогическое наследие. Это и фольклорная педагогика, в которой есть педагогические миниатюры-загадки, пословицы и поговорки; и колыбельная педагогика, и героические сказания, в которых представлен совокупный идеал совершенного человека; и этикет, и рунические памятники, несущие уникальную педагогическую информацию; и этническая музыка, как кладезь мироощущения и мировосприятия; и древнейшая народная обрядность с её молениями и ритуалами, и народное прикладное искусство, праздники, национальные виды спорта, игры – всё то, что исторически сохранилось в памяти народа и стало этнопедагогическим сокровищем.

Ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живёт он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что всё взаимосвязано.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создаёт патриотическое мировоззрение.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Особенность тувинских народных игр в том, что они, имея духовно-нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее  проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Некоторые трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении начинается с уголка национальной культуры. В группе нужно создавать мини-уголки, где представлены подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети могут увидеть национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

В работе с детьми на занятиях и в кружковой работе, и в свободной   деятельности важно широко использовать неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни   людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве, т. е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

Самое главное – целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание и к другим народам.

В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому включение различных видов игр, в том числе и тувинских национальных, особенно важно в этот возрастной период как для умственного и физического развития,  так и для воспитания духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В тувинских народных играх – мудрость народа. В них ярко выражены особенности характера тувинского народа: че­стность, справедливость, смелость.

Многие игры основаны на внезапном изменении обстановки, динамичности движений, что требует от участников активности, решительности, творческой выдумки. Во время игр детям приходится чаще вступать в различные взаимоотношения с другими участниками, больше проявлять волевые усилия, организованность и дисципли­нированность, уметь бороться за победу своего коллектива. Кро­ме того, элементы новизны повышают интерес у детей к играм, побуждают к проявлению инициативы, самостоятельности, творче­ства и самовыражения.

Прежде чем познакомить детей с тувинскими играми, следует провести подготовительную работу: в этой связи целесообразно рассказать о жизни тувинского народа, показать картины, отра­жающие основные стороны быта, природы, культуры, искусства. Дети с интересом будут слушать тувинские народные сказки. Им захочется играть в те игры, в какие играли герои сказок – честные, смелые и отважные люди.

Проследим, как тувинцы передавали традиционные ценности своим детям на примере детской игры «Сайзанак». Тувинская народная детская игра «Сайзанак» с давних времён являлась наиболее распространённым и популярным развлечением тувинских детей.

«Сайзанак» – это сюжетно-ролевая игра, в которой ярко выражается образ жизни тувинцев, их традиции, обычаи, быт, национальные устои. В этой игре дети берут на себя роль взрослых и в игровой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Дети учатся употреблять устойчивые слова-приветствия принятия гостей, угощения их национальными блюдами – в целом подражают культурным традициям взаимоотношений между представителями рода.  При этом дети используют различные предметы, имитирующие настоящие вещи из «взрослого мира», пользуются речевыми шаблонами, установками. В старину использовались кости-бабки, разноцветные камешки, ткани и стеклышки как марионетки. Если на природе дети во время игры «Сайзанак» подбирают камешки, заменяющие игрушки, то в юрте иногда используются самодельные предметы, вырезанные из дерева фигурки домашних животных.

В игре «Сайзанак» есть правила, сюжет, роль и действие. При этом каждая отдельная игра уникальна, ведь правила возникают спонтанно. В эту игру может играть ребёнок один или несколько детей, начиная с года и примерно до двенадцати лет. В старину играли в основном дети-пастухи во время пастьбы мелкого рогатого скота. Из разных камней дети строили миниатюрные изображения аала (селение, двор – в переводе с тувинского. – Прим. ред.), юрты со всеми принадлежностями и скотом. В самом начале дети распределяли роли жителей аала. В этом маленьком житейском мире ребёнок может быть тем, кем захочет. Чаще всего он принимал на себя роль взрослого. Ведь наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком, и будет действовать в игре от его имени, используя те или иные предметы, вступать в разнообразные отношения с другими играющими. Однако к роли дети относятся избирательно, они принимают на себя роли тех взрослых, действия и поступки которых произвели на них наиболее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес.

Примечательно и то, что интерес к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная исполняемая участником роль в развёртываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения – равноправия, подчинения или управления – вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.

По содержанию тувинские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины (вступление, начало, указывающее время, место, имена персонажей), диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату.

Игра служит не только как средство психофизической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности каждого ребёнка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения. Игры с использованием музыки и ритмических движений («Наездники», «Челер-Ой», «Весёлая юрта» …) стимулируют творческий потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений личности.

Игры с выполнением ритмических движений также имеет большое воспитательное значение. Осваивая их, дети не только разучивают движения, но и создают художественный образ, а для этого нужно понимать музыку, найти характер движений, ощутить культуру, национальные особенности пластики танца того или иного народа.

Подходя к игре с педагогической точки зрения, можно конста­тировать, что игровое обучение направлено на интенсивное фор­мирование и развитие двигательных и творческих способностей у детей. В играх, отражается также экологическое воспитание, где дети любуются красотою и богатством природы, пробуждая уваже­ние к ней. Благодаря развивающим играм,  у детей складываются мировоззрение, бережное отношение к флоре и фауне.

В игре происходит передача знания, но не менее важным её смыслом является постижение (приобретение) ценностей, их прак­тическое освоение. Эти ценности формируются в процессе жизни человека в условиях социальной среды, однако игра обладает свойством объединять людей, способствовать развитию у них общих интересов и чувств, единого мироощущения и мировосприятия.

К физическим упражнениям, формирующим эстетические чувства, в первую очередь относятся национальные виды борьбы «Хуреш», конные скачки и «Даш кодурери». Например, в «Хуреше» форма одежды борцов, секундантов сшита из красивого шёлка, украшена национальными узорами и орнаментами. Само богатырское телосло­жение борцов, рельефные мышцы ног, груди, рук, технические приёмы вызывают восхищение зрителей. Всё это способствует умению видеть красивое, формированию у детей эстетических чувств. Особо надо отметить ритуальный танец борца-хурешиста «Девиг». Во время проведения соревнований по «Хурешу» всегда присужда­ется специальный приз за красивое исполнение ритуального танца «Девиг» или «Танец орла». Исполнение танца орла вызывает восхищение у зрителей, создаётся впечатление парящего высоко в небо гордого орла, символа древней Тувы.

Традиции народа, его обычаи во все времена были и остаются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания человека. И именно поэтому введение в программу дошкольного обучения новых форм и методов, ориентированных на изучение культуры народа данного региона, местных обычаев, истории, творчества и т. д. – является необходимым для более полного и глубокого развития личности.

У. П. Допул

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр