Школа в мотивах экономики
Весь мир переживает невиданного масштаба бедствие, вызванное пандемией коронавируса. В России Правительство приняло своевременные скоординированные меры в области общественного здравоохранения, взяв под полный контроль государства эпидемиологическую ситуацию и своевременно введя карантин. Наша медицина справляется со своей задачей, эпидемия пошла на спад. Президент России Владимир Путин заявил, что страна эффективно противостоит коронавирусной инфекции, РФ находится на 100-м месте по показателям смертности от COVID-19.
Пережила карантин и наша система образования, впервые закончив прошлый учебный год на дистанционном обучении.
Первенство, которое объясняется отставанием
В России также ниже показатель падения ВВП из-за пандемии, чем в Европе. В этом своего рода первенство. Гордиться тут нечем. У нас не так развита сервисная экономика, а доля малого и среднего бизнеса намного меньше, чем в развитых странах. Этим и объясняется наше «первенство» – отставанием в малом бизнесе.
Наше народное хозяйство не достигает нужных темпов развития, тем не менее при населении около 1,9 % от общемирового; вклад страны в мировой ВВП превышает 3%. Относительную отсталость эксперты объясняют недостаточным весом в экономике малых предприятий, услуг и обрабатывающей промышленности. И конечно, указывают при этом на слабую защищённость прав собственности, налоговую систему, на засилье бюрократии и коррупцию. Всё это, по мнению экспертов сдерживает инвестиции в новое производство и рост экономически самостоятельного среднего класса в стране.
Экономисты соревнуются в прогнозах на итоги 2020 года. Реальные последствия болезненных карантинных мер не так велики, хотя бы потому, что Россия среди всех крупнейших экономик меньше всех интегрирована в глобальные производственные цепочки, нарушенные из-за пандемии. К тому же страна словно готовилась к новому кризису, накопив солидный Фонд национального благосостояния (ФНБ, 12,2 трлн руб.), международные резервы Центробанка и имеет низкий госдолг.
Поэтому Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН полагает, что все бюджетные планы на 2020 год будут выполнены, в том числе за счёт резервов. При этом эксперты РАН убеждены, что нынешний кризис требует от правительства в первую очередь мер по поддержке населения, особенно занятых в малом и среднем бизнесе, которым надо выплачивать пособия по безработице.
Система образования – оценка Всемирного банка
Россия находится в числе мировых лидеров по результатам образования и занимает достойное место в рейтинге по индексу человеческого капитала. Об этом говорится в публикации Всемирного банка «Доклад об экономике России». Но есть и проблемы, которые усугубляются пандемией.
Российские школьники показывают неплохие баллы по традиционным или когнитивным навыкам в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Однако они плохо владеют навыками совместного решения проблем. А это важно не только для будущего выхода на рынок труда, но и для устойчивости к стрессу и способности молодых людей к трудоустройству. Необходимы расширение доступа к интернету, внедрение программ на базе цифровых ресурсов, совершенствование методик обучения, обмены опытом лучшей практики.
С докладом Всемирного банка читатель может ознакомиться подробнее в интернете. Не лишним будет сказать о том, чего нет в этом докладе – о некоторых очень существенных причинах экономического отставания России, которые западные эксперты обходят стороной. Это, во-первых, санкции, закрытие доступа к международным финансовым ресурсам и технологиям. Санкции становятся всё более всеохватывающими и направлены на экономическое удушение России, чего никто не скрывает. Теперь вводятся санкции не только против российских компаний, а и против их зарубежных партнёров, поставщиков и инвесторов.
И это ещё не всё. Не признавая успехов демократии в России и её возросшего значения в мире, изобретают мифы об агрессивности России, устраивают провокации, занимаются шантажом и угрозами. Скоординированные действия западных политиков и послушные им глобальные СМИ наполнены злонамеренной ложью, русофобией и ненавистью, хвалёная западная политкорректность и толерантность в отношении России не допускается. При этом никто не скрывает, что антироссийская истерия – способ отвлечь внимание от собственных внутренних политических проблем. Под давлением пропаганды бизнес опасается иметь дело с российскими компаниями. Этой же «духовной пищей» они вскармливают подрастающее поколение своих стран. Плоды потрясающие – у западной молодёжи складываются дикие представления о России и её народе, вплоть до расистских.
Дочь русского эмигранта, родившаяся в Лондоне, рассказывала на Матч ТВ: «В нашей школе негативно относились к русским. И учителя говорили, что Россия ужасная. От учеников были шутки по поводу того, что нужно было фашистам разгромить СССР, чтобы этих русских здесь не было, а то они все ужасные».
Лиза Дьяконова как зеркало русской школы
В своём знаменитом дневнике 14-летняя Лиза Дьяконова [Елизавета Александровна Дьяконова (1874-1902) – автор «Дневника русской женщины» – Прим. Ред.] записала 1 сентября 1888 года:
«Ученье, ученье, до бесконечности: с 9 до 8 учись, учись, учись и учись… Ведь вот странно: дома знаешь урок, как «Отче Наш», в гимназии спросят – точно язык отнялся… Эх, несчастное это ученье, право, несчастное. Вот сейчас в газете читала о переутомлении учащихся. Это хорошо писать, что слишком много учиться вредно, – а на деле-то ничего ведь не изменено. Пишут: экзамены вредны для здоровья, бесполезны в отношении к знаниям, учиться нужно меньше, дома готовить уроков меньше, – одним словом, пишут много, так много, что напечатай все заметки об учении на отдельных листах, можно бы двадцать завтраков завернуть».
Ученица XIX века будто вчера написала. Чего стоят все наши бесконечные реформы школы, если мало что изменилось в отношении к ней учеников? Обучение в школе очень формализовано, а это создаёт проблемы для учащихся, особенно для не умеющих ходить по струнке. Для таких детей школа – мучение.
Учитель тоже перегружен отчётами, контролем и т. д. В реальности у него масса обязанностей, кроме уроков, на которых он отрабатывает ставку. В отношении учителя со стороны чиновников-управленцев органов образования мало уважения, такта и заботы о нём. Его время не нормировано, он постоянно под контролем. Здесь ничего не изменилось с прошлых лет, по-прежнему актуально высказывание В. А. Сухомлинского: «Важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего время – свободное время учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».
Мы не даём рекомендаций к очередной реформе, а высказываем общее мнение, которое сложилось в обществе относительно нашего образования. Школа должна дать ученику знания, найти то, что его заинтересует, развить его способности, указать дальнейшую дорогу, помочь выстроить жизнь. То есть школа должна помочь человеку найти и реализовать себя, и при этом сделать так, чтобы ученику было интересно в ней учиться и интересно жить.
Превзойдут ли технологии человеческое общение
В прошедшем учебном году наши школы последнюю четверть работали онлайн, с использованием дистанционных образовательных технологий. В новом учебном году все школы начали обучение детей в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Перевод обучения в онлайн-формат был осуществлён для профилактики распространения коронавируса, однако сейчас многие родители опасаются, что подобная практика сохранится и после того, как эпидемия закончится.
Перед новым учебным годом заговорили о внедрении онлайн-обучения на постоянной основе. Сторонники инновации утверждали, что речь не идёт о замене очного обучения дистанционным. Скептики со своей стороны опасались, что в результате подобных экспериментов привычная многолюдная школа поредеет и традиционное образование утратит свои позиции.
В Рособрнадзоре заявили, что дистанционное обучение останется в российской системе образования, как возможность полноценно учиться дома во время вспышек сезонных заболеваний. В свою очередь преподаватели уверены, что этим дело не ограничится и дистанционный формат обучения станет полноценной частью образования в школах и вузах.
Главный недостаток дистанционной формы обучения школьников – это, конечно, отсутствие социальной среды, в которой формируется личность ребёнка. Как тут овладеешь «навыками совместного решения проблем», о чём говорится в докладе Всемирного банка!
В родительском стане произошла легкая паника. Им придётся куда больше принимать участие в образовании ребёнка, быть с ним постоянно рядом, контролировать его. Самостоятельность, самодисциплина для обычного ученика – иллюзия. Отсутствие возможности устного изложения также затормозит развитие навыков речи и общения.
На недоумённые вопросы ответил и глава государства Владимир Путин. Как отметил президент, говоря о ситуации в системе образования, полученный за месяцы самоизоляции опыт «должен работать на повышение качества, доступности образования, на развитие передовых дистанционных образовательных технологий». При этом разговоры о том, что дистанционное обучение полностью заменит очное, президент назвал «вбросами» и «откровенной провокацией».
По мнению самих педагогов, урезать очное образование недопустимо, поскольку сама суть педагогики и просветительства связана с очным преподаванием, как в школах, так и в вузах. Во время карантина учителя, ученики и их родители хотели как можно скорее вернуться в свою школу. Дистанционный формат может использоваться лишь как дополнение к очному обучению, уверены педагоги.
Однако, по Аристотелю, прогресс не остановишь, эксперименты по внедрению цифровой образовательной среды идут, и онлайн-обучение начнёт теснить очное образование с живым общением учителей и учеников.
Альберт Эйнштейн однажды высказался о дистанционном общении, обучении, образовании следующим образом, без обиняков: «Я боюсь, что настанет тот день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов». Конец цитаты.
Будем надеяться, что этого никогда не случится.
Обзор подготовил Валентин Вальков
Использованы материалы сайтов: government.ru, rbc.ru, ria.ru