Школа, в которой мир обретает звучание
Тыльченко Лариса Васильевна
Директор ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Лауреат конкурса «Директор года-2018»
Заслуженный учитель Республики Хакасия
Член-корреспондент Международной академии общественных наук
Адрес: 655016, Республика Хакасия, г. Абакан, просп. Дружбы Народов, д.31
Сайт: https://surdo.khakasiyaschool.ru/
Современная социально-экономическая ситуация требует новых подходов в образовании. Новые реалии касаются буквально всех просветительских направлений. В том числе и в такой сложной сфере, как обучение детей с различными нарушениями здоровья. Для них необходимо создать особую образовательную среду, позволяющую им максимально адаптироваться в социуме, найти своё место в жизни.
В 2003 году в Абакане появилась новая школа. Уникальность её сразу определила курс развития педагогической системы учреждения. В школе-интернате обучаются ребята с нарушениями слуха. Это единственное такое учебное заведение в Хакасии. Для того, чтобы его воспитанники смогли получить полноценное образование, педагогам необходимы не только талант и опыт, но и специальные знания. Слабослышащим и глухим детям достаточно сложно социализироваться, так как нарушения слуховой функции ведут к отсутствию или недоразвитию речи, что осложняет контакты с внешним миром. И этот порог необходимо преодолеть именно в детстве, когда закладываются все основные навыки общения с окружающим миром.
За 16 лет работы школы в ней сложился высокопрофессиональный, творчески мыслящий коллектив. Здесь чтут традиции, преемственность поколений, но всегда открыты новому, прогрессивному. И это даёт свои результаты. Дважды – в 2016 и 2018 годах – учреждение вошло во Всероссийский рейтинг «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая школа-интернат». Эти достижения в полной мере показывают качество работы сотрудников учебного заведения.
На пути к успеху педагоги и директор школы – Лариса Васильевна Тыльченко – «взяли» не одну вершину мастерства. Практически ежегодно были победы в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах. Новые идеи и методики, которые родились здесь, стали руководством к действию для других школ подобного профиля.
В процессе обучения и социализации у воспитанников школы-интерната формируется ряд личностных качеств: творческая и познавательная активность, саморегуляция и умение устанавливать межличностные контакты, эрудиция, культура поведения, критичность ума и аналитические способности, адекватная самооценка. Всё это позволит детям определиться в дальнейшей жизни.
В школе ведётся активная инновационная деятельность. В 2006 году здесь открыта Республиканская базовая площадка по направлению «Внедрение инновационных программ индивидуального обучения». С 2008 года реализуются две новаторские программы: гражданско-патриотического становления личности в образовательном пространстве «Мы – дети России» и «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с нарушением слуха, как условие их социализации».
Федеральная стажировочная площадка «Распространение в Республике Хакасия современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» работает в школе с 2011 года. В 2014 году по инициативе руководства и коллектива педагогов открыто структурное подразделение школы – «Слухоречевой Центр» для оказания социального психолого-педагогического сопровождения семей с неговорящими детьми дошкольного возраста.
Успешной адаптации в социальной среде детей с нарушениями слуха способствует внедрение социального проекта «Мир здоровья» и комплексной программы «Мир без границ». В рамках последней глухие дети отдыхают в летнем оздоровительном лагере «Багульник» совместно со слышащими сверстниками. А программа «Семья особой заботы» ставит целью психолого-педагогическое сопровождение приёмных семей со слабослышащими детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
С первого класса у детей формируется экологическое сознание и ответственное отношение к здоровому и безопасному образу жизни. Для этого педагогами школы разработана специальная программа для начальных классов, налажена устойчивая здоровьесберегающая инфраструктура.
Девиз коллектива школы-интерната: «Необучаемых детей не бывает!», а педагогическое кредо – «Каждому ребёнку – индивидуальный подход». В соответствии с этим составляются учебные и воспитательные программы. Здесь нет «уравниловки» и никто не заставляет детей учиться методом силы. «Каждый ребёнок должен воспринять ровно столько знаний и умений, сколько позволяют его возможности» – так считают все педагоги школы. На уроках всегда царит доброжелательная атмосфера, никто не ставит «двоек».
Важно то, что из почти 90 человек учительского состава треть – мужчины. Это создаёт в школе семейную обстановку, даёт дополнительные возможности для развития и адаптации детей. На это же направлена и внеурочная работа. В школе действует 44 объединения дополнительного образования, ориентированные на индивидуальные особенности учеников.
Работа ведётся по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, гражданско-патриотическое, самоопределение, интеллектуальное, общение и досуг, семья и общество. Система преподавания в кружках, клубах и секциях – концентрическая. Это значит, что здесь закрепляют материал, пройденный в основное учебное время. Но делается это уже в игровой форме, с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Отношения педагогов и воспитанников в процессе внеурочной деятельности основаны на партнёрско-коллективной, равноправной творческой деятельности. Основные задачи – включение детей в активную работу, доступность и наглядность материала, неразрывная связь теории с практикой. Всё это достигается с учётом возрастных особенностей и особенностей развития при сочетании индивидуальных и коллективных форм работы. Освоение материала идёт по пути от простого к сложному.
Материально-техническая база школы интерната за последние годы значительно обновилась и полностью соответствует современным стандартам. Учебные кабинеты оснащены мультимедийной аппаратурой с подключением к сети Интернет. Музыкальный и гимнастический залы – одни из лучших среди республиканских школ. Есть компьютерный класс, столярная и швейная мастерские, медицинский и процедурный кабинеты, сенсорная комната, библиотека.
Большое внимание в школе-интернате уделяют исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся. При этом акцент делается на применение современных технологий. На базе школы проходят тематические семинары и круглые столы. Ежегодно учащиеся защищают ряд исследовательских проектов.
В рамках развития активной гражданско-патриотической позиции старшеклассников традиционно работает летняя школа юных избирателей «Право выбора», которая создана по инициативе Избирательной комиссии Республики Хакасия совместно с республиканским Министерством образования и науки. На занятиях ребята изучают избирательное право, принимают участие в мастер-классах. Для них проводятся интересные и познавательные экскурсии.
Успехи коллектива ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» многократно отмечены наградами, почётными грамотами и благодарностями федерального, регионального и муниципального уровня. О том, как удаётся поддерживать высокий уровень образовательной и воспитательной работы Лариса Васильевна Тыльченко говорит так:
– В любой работе важна системность. Здесь мы говорим и о планировании, и о подборе материалов и, о сохранении накопленных знаний. Но, говоря о планировании, важно чтобы оно было продуманным и применимым на практике. Всё должно быть, исходя из диагностики: первое – это естественно здоровье учащихся, второе – уровень подготовки, на момент которой составляется программа или план работы, и третье – условия, которые позволят все задумки выполнить.
Благодаря усилиям всех сотрудников, абаканская школа-интернат развивается, совершенствуется, выпуская из своих стен хорошо подготовленных молодых граждан, которые не только найдут своё место в жизни, но и достигнут в ней определённого успеха.
Татьяна Гурышкина