Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

Чистая продукция – чистая победа

Июнь 17, 2019 27 Просмотров
Поделиться

Россия выходит на глобальный рынок органических, экологических, био- и фермерских продуктов.

Органические продукты – миф или реальность? Это можно обсуждать, пока рынок полон фальсификата. В Госдуму внесён федеральный законопроект об органическом сельском хозяйстве, что поменяет расстановку сил на рынке. Закон даст государственный реестр сертифицированных производителей, единый логотип, защиту от ложных маркировок. Строжайшие правила производства и контроля всего жизненного цикла производства органических продуктов от поля до прилавка высветят спекуляции с фермерской, эко-биопродукцией. История происхождения продукта – глобальный тренд, который наконец-то приходит в Россию. Выиграют те, у кого она будет прозрачной и подтверждённой. Мы увидим приход добросовестных фермеров в органическое сельское хозяйство и вымывание с рынка псевдо-экологических производителей. Для этого Союз органического земледелия, совместно с партнёрами, предпринимает конкретные меры.

Новый шанс для фермеров

Ведущие эксперты обсудили перспективы органического земледелия на открытом бизнес-диалоге «Органическая продукция как преимущество» в рамках мероприятий V Международного ЭкоБиоСалона международной выставки «Продэкспо-2018», прошедшей в Москве.

В ходе мероприятия участники познакомились с тем, как развит рынок органики в России, а также в Европе, на примере Австрии, производители поделились опытом ведения органического сельского хозяйства, а представители органов по сертификации подробно рассказали о процедуре прохождения сертификации и критериях стандартов, были затронуты такие важные вопросы как продвижение экобренда на рынке и о том, какие есть возможности у производителей получить образование в сфере органического сельского хозяйства.

Почему сегодня успешен экспорт органической продукции из России? Потому, что рынки стран-покупателей сложились и спрос намного превышает предложение. Если продукция соответствует этим правилам и имеет международный сертификат «органик» – на неё есть покупатели – это страны ЕС, США, Китай и Япония.

Карин Доппельбауэр, атташе по сельском хозяйству посольства Австрии, считает, что внутренний рынок органического сельского хозяйства России будет складываться не десятками лет, как это было в странах ЕС, а гораздо быстрее. «Высокое качество вознаграждается со стороны потребителя высокой ценой за продукт. Дополнительные достижения в деле защиты окружающей среды вознаграждаются со стороны правительства. Ответственное отношение позволяет создавать гармоничный продукт, который защищает окружающую среду и обеспечивает средства к существованию для фермеров», – описывает действующую в Австрии модель Карин Доппельбауэр.

Сертифицированная органическая продукция будет завоёвывать внимание потребителей, и её доля на рынке будет расти, в этом уверен председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. «Для широкой аудитории потребителей сложно сформировать доверие конкретному производителю. Только сертифицированная органическая продукция даёт юридическую гарантию подлинности и уровня качества в любой стране, городе, магазине или супермаркете. Поэтому маркировка «органик» – это гарантированная лояльность аудитории», – считает Сергей Коршунов.

Союз органического земледелия объединяет более 100 сельхозпроизводителей как органических, так и находящихся на этапе биологизации производства, а также специалистов по агроконсалтингу и технологиям, сбыту, маркетингу и предпродажной подготовке. Международное сотрудничество Союза органического земледелия охватывает страны с крупнейшими рынками органической продукции, торговые представительства, иностранных трейдеров, научные организации.

Российский рынок органической продукции активно формируется и новые отечественные бренды не заставят себя ждать, считают участники рынка. Устойчивое развитие, экологическая ответственность производителей, сохранение биоразнообразия, природоподобные технологии, – все эти термины символизируют начавшийся сегодня процесс биологизации сельского хозяйства, венцом которого является органическое земледелие. Производители «чистой продукции», в том числе и фермеры, должны пройти этот путь не в одиночку, а в команде единомышленников.

Станислав ГУРЬЕВ: Органическое хозяйство – это бизнес и философия

Земельный банк компании «Сибирские органические продукты» из Томской области, которая входит в Союз органического земледелия, больше, чем все органические земли многих стран. Рентабельность доходит до 100%, вся продукция успешно реализуется в страны ЕС. Успех компании демонстрирует важнейшие тренды российского органического сельского хозяйства – оно может быть крупноконтурным, экономически эффективным, ориентированным на экспорт.

О том, как удалось добиться успеха и о возможностях для других российских компаний, желающих перейти на органическое земледелие – в эксклюзивном интервью Союзу органического земледелия рассказал генеральный директор компании «Сибирские органические продукты» Станислав ГУРЬЕВ.

Сельским хозяйством мы занимаемся уже десять лет. Помимо этого, мы торгуем зерном как внутри российского рынка, так и на экспорт. Четыре года назад наши партнёры из Европы предложили нам заняться органическим сельским хозяйством. Первые два года было тяжело. На третьем – пошла отдача.

Агротехнологии мы заимствовали творчески, подстраивая их под свой регион с учётом его почвенно-климатических особенностей. Применяем биопрепараты по борьбе с болезнями и вредителями, против сорняков помогают старые дедовские методы – пахота, правильный севооборот. Обмениваемся опытом с украинскими, белорусскими производителями, работаем с микробиологами из Томска – сами создаём биопрепараты, восстанавливаем естественную микробиоту, повреждённую в прежние годы химией. Теперь у нас 27 тысяч гектаров земли, сертифицированной или находящейся в конверсии, то есть и на неё скоро будет получен сертификат «органик». Так что урожай 2017 года дал более 20 тысяч тонн сертифицированного зерна.

По моим оценкам, рентабельность 40-50% достаточна, чтобы успешно работать в органическом сельском хозяйстве. По нашему опыту рентабельность по некоторым культурам может доходить до 100%. Мы всё продаём в Европу, получаем выручку в валюте. Средняя урожайность при использовании органической технологии по злаковым 20-25 ц/га, по льну 9-11 ц/га, гороху 20-30 ц/га. Сейчас мы переходим на более рентабельные культуры – масличные и бобовые – рапс, лен, горох.

На рынке существует конкуренция. Доверие надо заслужить. Свои первые сделки мы проводили под поручительством наших партнёров, отправляли товар только с пост-оплатой. Теперь мы изучаем возможность первичной переработки. Действуя в современных реалиях, мы нашли себе партнёров на Украине и в Казахстане, с которыми мы объединяемся и предлагаем Европе общие партии сельхозпродукции.

Мы начали изучать рынок США и Азии. Мы ещё очень молодая компания. Два года изучения рынка, два года работы – это ещё не так много.

От государства необходима помощь, которую все мы привыкли ждать, но редко получаем. Это помощь в организации обучения, выставок и в выезде на эти выставки. Сельхозпроизводители пока ещё не такие богатые, выезд на выставки, конференции мало кто может себе позволить. Второе, в чём могло бы государство помочь – логистика. Поставки в Европу для нас обходятся крайне дорого. Как правило, у нас в цене товара, который мы предлагаем европейцам, 50% – это логистика. Наш регион не вошёл в число тех, которым будут субсидировать экспортные перевозки. Политика государства мне не понятна. С таким подходом мы никогда не станем экспортно-ориентированным регионом.

В органическом сельском хозяйстве важна философия. Изначально это был бизнес. Когда я сам стал изучать, что такое органика, какие продукты мы едим каждый день, какой вред они несут, то сам стал пропагандировать органическую здоровую еду.

У нас в магазинах практически нет сертифицированных органических продуктов, хотя удаётся находить почти все продукты экологически чистые. Я знаю изнутри сельское хозяйство в своём регионе и в соседних. Знаю, кому заказывать мясо, кому молоко, у кого покупать хлеб.

Мы начинали как трейдинговая компания в плане органики. На текущий момент у нас несколько предприятий-партнёров, с которыми мы отработали следующую схему: мы помогаем им агроконсалтингом, приглашаем нужных специалистов, подбираем линейку биопрепаратов, которые будут эффективны в их регионе. Для этого мы набрали штат агрономов. Это молодые парни, которые 2-3 года назад закончили университет, фанаты органики, не работали в химизированном сельском хозяйстве. У них нет стереотипов, которые нужно ломать. Мы помогаем хозяйствам, оплачиваем им сертификацию либо европейскую, либо США. Подбираем покупателя, которому мы потом будем продавать эту продукцию. Согласовываем с покупателем те культуры, которые они хотят видеть на следующий год, согласовываем цену. Таким образом, наши фермеры получают набор культур, которые они гарантированно продадут, и сертификат «органик», если выполнят все требования.

Мы нашли партнёров в Поволжье – оттуда гораздо удобнее выходить на европейский рынок. Начали работать с Дальним Востоком, Амурской областью. Двадцать первый век, самолёты летают из региона в регион, нам всё равно куда отправлять наших консультантов, агрономов. Мы компания мобильная и будем работать по всей России.

Подготовил Валентин Вальков.

По материалам Союза органического земледелия.

Поделиться

Читайте также

Кадры, которые решают всё.

Абрамова Тамара Александровна
Руководитель — главный эксперт по медико-социальной экспертизе Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерст