Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
person

Художник, творивший сказку

19 марта, 2021 79 Просмотров
Поделиться

В 2021 году исполнилось 100 лет со дня рождения одного из наиболее известных и успешных художников-миниатюристов Федоскинской фабрики лаковой миниатюрной живописи, Лауреата Репинской премии, Народного художника Российской Федерации Виктора Дмитриевича Липицкого. 

Виктор Дмитриевич родился 9 января 1921 года в подмосковном селе Марфино в семье пекаря Дмитрия Липицкого и Ирины Фёдоровны Липицкой (Орловой). После учёбы в «семилетке» в 1939 году окончил Школу кустарного ученичества при Федоскинской артели (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). По окончании учёбы тогда же, в 1939-м, был призван в ряды Красной Армии. Великую Отечественную войну прошёл на Дальневосточном фронте. Вернулся домой в 1946 году. Военное время вспоминать не любил, но всегда повторял, что его спасла молитва матери.

Тогда же, в 1946 году, вернулся в Федоскинскую артель, и в течение короткого периода стал одним из наиболее ярких, перспективных мастеров, а впоследствии – известным художником-портретистом. В составе федоскинской «могучей кучки» (Страхов, Пашинин, Липицкий, Чижов) на протяжении более 40 лет своим творчеством формировал уровень, стиль, направления и успех этого народного промысла.

С 1948 года Виктор Дмитриевич практически ежегодно принимал участие в выставках разного уровня. Избирался членом правления МООСХ, был членом художественного совета фабрики. Первым среди мастеров Федоскинского промысла в 1962 году получил звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1966-м награждён Орденом Ленина. В 1987 году ему была присуждена Репинская премия. В 1994-м — звание Народного художника РФ.

В ряде материалов, размещённых в Интернете, говорится, что ключевым направлением творчества Липицкого была ленинская тема. Однако это весьма поверхностное утверждение. В советское время для того, чтобы художник мог писать образы вождей, необходимо было иметь разрешение партийного руководства. Поскольку Виктор Дмитриевич обладал действительно уникальным даром портретиста, разрешение ему было дано. Хотя его самого скорее привлекали многие неординарные личности и характеры. Известны портреты А. С. Пушкина, Г. С. Улановой, С. Я. Лемешева, В. С. Высоцкого, выполненные его рукой.

Что касается ленинианы, конечно, госзаказ был, но и здесь возобладал его авторский подход, вызывавший жаркие споры на худсоветах. Он изображал вождя пролетарской революции в рабочей, даже бытовой обстановке, без революционной патетики, броневиков и красных знамён. Балансировал на грани запрещения, тем не менее, успешно отстаивал свою позицию. В результате его работы были приняты и увидели свет.

Гораздо важнее другое направление его творчества — «сказочное». Здесь следует пояснить, что в отличие от промыслов Палеха, Мстёры, Холуя, которые «выросли» из иконописных мастерских и артелей, Федоскино во все времена существования выделялось исключительно светской направленностью. Изначально изделия украшали орнаменты, цветочные мотивы. Позднее мастера стали изображать сценки из сельской жизни, традиционные «тройки» и «чаепития», а также копии работ известных художников.

Начиная с середины ХХ века, Федоскинская миниатюра обогащается яркими сюжетами русских народных сказок. Существенный вклад в этот процесс внёс Виктор Дмитриевич. В те годы им были созданы работы «Царь-девица», «Песня Леля», «Конёк-горбунок», «Хозяйка Медной горы». Но визитной карточкой автора стал знаменитый «Аленький цветочек». При этом и традиционные сюжеты деревенского быта в его исполнении заиграли новыми, волшебными красками.

У читателя может возникнуть вопрос, что же в этом удивительного, ведь это наша культура, наши традиции. Однако давайте вспомним, в каких пространственно-временных условиях автор создавал свои произведения.

Время в ХХ веке стремительно «тяжелело». О состоянии времени в тот период свидетельствует череда жёстких, тяжёлых событий. Две подряд революции в России, смена власти, гражданская война, репрессии. Две Мировые войны, нанёсшие колоссальный ущерб нашему народу. Великая Победа советского народа, доставшаяся великой ценой и ставшая спасением для всего человечества, принесла великую радость. Но напряжение сохранялось и в международных отношениях, и внутри страны. К концу века оно выльется в развал СССР и последующие кризисные годы.

Безусловно, такое состояние времени и такой событийный ряд не могли не найти своего отражения в искусстве, которое являет собой зеркало внутреннего состояния общества и внутреннего мира человека, творца.

Интересно, что западная культура в этих условиях породила ряд авангардных течений — экспрессионизм, кубизм, примитивизм. В нашей стране тоже появились последователи и поклонники этих направлений. А ведь, по сути, основной чертой авангарда и многих его производных является упрощение форм и образов, упрощение жизни, то есть потеря её многомерности, что говорит о потере энергии, творческого потенциала общества и человека.

Тем более ценно, что в российской (тогда советской) культуре при всех внешних трудностях появлялись такие творцы-самородки, которые открывали свой внутренний мир и добавляли свой потенциал, свой внутренний свет вовне, возвращали Миру его многомерность широтой своей души, красотой и добротой русской сказки.

Размышляя о том, в чём секрет успеха художника, стоит вспомнить слова самого Виктора Дмитриевича, который любил повторять: «Если ты что-то делаешь, делай хорошо и красиво. Плохо само получится». Для своих произведений он продумывал не только живописный образ, но и всю вещь в целом, от её формы и назначения, до деталей орнамента. К работе подходил ответственно, готовился, изучал предмет досконально. Такая жизненная позиция созвучна словам известного философа Мераба Мамардашвили «Человек есть усилие быть человеком».

Важной составляющей успеха в любой области Виктор Дмитриевич считал хорошее образование и очень жалел, что ему не удалось получить высшее художественное образование. С другой стороны, его собственный талант, богатый внутренний мир, активная жизненная позиция полностью компенсировали отсутствие диплома. Очевидно, в этом тоже крылся ключ к успеху. Поскольку многие секреты и тонкости профессии приходилось постигать самому, искать недостающие знания, развивать необходимые навыки. Он был очень жадным до новых знаний, открытым новому, умел применять это в творчестве и в жизни.

Общественное признание, оценка его работ также имели значение. Он умел использовать свои привилегии и преимущества для дальнейшего развития, во благо. Любил путешествовать. Посетил Китай, ГДР, Италию, Турцию. Путешествовал по Советскому Союзу.

Будет правильным сказать о ещё одной составляющей успеха Виктора Дмитриевича. Народная мудрость гласит, что за каждым успешным мужчиной стоит любящая его женщина. В данном случае это утверждение справедливо. Анна Павловна Липицкая (Восторгова), жена художника, была его внимательным слушателем, мудрым советником и где-то даже «громоотводом». Ему было важно её мнение, её поддержка, просто её присутствие рядом.

Пересматривая семейные архивы и иллюстрации работ Виктора Дмитриевича, я пришла к мысли: мы чтим память героев Великой Победы, проводя акцию «Бессмертный полк», но, помимо Бессмертного полка героев-победителей, в России есть ещё один Бессмертный полк уникальных творцов. Они своим потенциалом укрепляли славу российского народа, посвящая всё своё творчество и достижения нашей великой стране, обеспечивая тем самым её устойчивость, успех и процветание на многие поколения. И это тоже победа – Победа Творчеством!

Татьяна Михайлова

Поделиться

Читайте также

Сборник Стихов Александр Унщиков

Сборник Стихов Александр Унщиков

Человек труда всегда требует песни! Песни нравственной, духовной и живой для сердца и души. А когда он не находит ее вокруг, он начинает ее создавать и сочинять сам.

Чурсина Людмила Алексеевна

Советская и российская актриса театра и кино
Народная артистка СССР
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Союзмультфильму – 85!

10 июня исполнилось 85 лет со дня рождения легендарной отечественной киностудии «Союзмультфильм».