Фитнес для мозга
Абдулганеева Гюзель Фидаилевна
Основатель и директор Школы интеллектуального развития «Супермозг».
Адрес: г. Москва, Марксистская ул., 10, стр. 1.
Как вы думаете, можно ли за пять минут выучить стихотворение? Или, один раз прочитав текст, сразу же, почти дословно его пересказать? А можно ли, к примеру, всего за час запомнить сотню иностранных слов? Уверен, что большинство опрошенных ответит на эти вопросы отрицательно. И… ошибутся! Доказать обратное смогли в школе «Супермозг» (До 2017 года школа называлась «ЦентрЭйдос». – Прим. ред.), где с 2001 года, с момента её появления, прошли обучение более 20 тысяч человек разных возрастных категорий. Самому пожилому было 86 лет. Придя в школу, он пожаловался, что с памятью его что-то случилось, но поддаваться возрастным факторам он не желает, хочет быть в тонусе. И человеку помогли! А самым молодым – 3-4 года. Это детки родители которых желают, чтобы их ребятишки успешно, в ногу со временем развивались, знали бы больше и умели бы делать лучше.
– Вообще же возрастной ценз в нашем учебном заведении значения не имеет, – рассказывает основатель и директор школы интеллектуального развития «Супермозг» Гюзель Абдулганеева. – Каждой возрастной категории присущи свои проблемы. Если у детей мы развиваем внимание, речь, способность запоминать какую-то информацию, скажем, из школьной программы – правила, тексты, формулы, то людям старшего возраста стремимся помочь в решении проблем, связанных, к примеру, с рассеянностью: куда положил документы, выключил ли свет, зачем пришёл в магазин и прочее.
Сегодня в интеллектуальном багаже «Супермозга» более 60 авторских программ. Среди них – «Тренинг по развитию памяти», «Курсы быстрого чтения», «Код молодости», «Тренер по скорочтению для взрослых», «Тренер по скорочтению для детей», «Секреты успешной учёбы» и многие другие. По мнению, Гюзель Фидаилевны, человек обладая огромными возможностями, потенциалом, подчас, даже не подозревает о них, и, соответственно, не использует.
– Вопросами, связанными с развитием памяти, я начала заниматься 18 лет назад, – говорит Гюзель Абдулганеева, – и в первую очередь освоила мнемотехнику – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти. Систему эту, названную в честь древнегреческой богини памяти Мнемозины, после греков взяли на вооружение римляне. Хочу подчеркнуть, что некоторые принципы и приёмы, которым уже более 2,5 тысяч лет, эффективны до сих пор. Как раз они и позволяют запомнить большой перечень дел, предметов, явлений.
Вместе с тем, со временем, изучая методы запоминания, общаясь с людьми, Гюзель Абдулганеева приходит к выводу, что этих методов недостаточно, и переключается на освоение психологии, нейропсихологии. Пытается понять действие механизмов, благодаря которым работает мозг, и, в частности, происходит восприятие того или иного явления человеком. Проще говоря, больший акцент «Супермозг» стал уделять вниманию человека, так как без развитого внимания не может быть хорошей памяти, основой которой является воображение. Если человек может образно мыслить, имеет способность вообразить что-то, понять и принять это, то ему удастся легко что-то вспомнить, выучить, запомнить.
Сегодня очень острой проблемой является неспособность человека во время, скажем, чтения, выделить главную мысль, канву повествования. Проводя, к примеру, в 2015 году эксперимент среди выпускников школ, специалисты «Супермозга» проверили их способность к обработке информации, и выяснилось, что читать и понимать могут лишь 2% учащихся. Зачастую виной тому является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Если раньше такой диагноз получали 3-5% детей, то теперь до 30%. Проблема в том, что какие-то зоны мозга недостаточно развиты и с ними необходимо работать более активно. На этот счёт в «Супермозге» есть упражнения, которые способствуют более точному диагностированию заболевания и способны более эффективно корректировать работу мозга.
– Суперзадача школы «Супермозг» – раскрытие внутренних резервов человека, – поясняет Гюзель Абдулганеева. – То есть, когда человек говорит, что у него плохая память, я, как правило, говорю, что память у него хорошая, просто он не умеет ею пользоваться. И, когда уже в процессе прохождения первого теста человек из 20 слов запоминает 6, 10, 12, а потом во время второго тестирования из 30 слов запоминает все 30 (!), мало того, может вспомнить сначала, с конца или с середины порядок этих слов, на лицо – реальный прогресс. И он виден буквально через 15-20 минут.
Процесс рассчитан на быстроту запоминания информации, её объём. К примеру, школьная программа включает большое количество методов, приёмов, упражнений на усвоение информации разного рода. Есть методика, позволяющая запоминать тексты, есть методика с математическим уклоном, с уклоном на иностранные языки. Есть методика, рассчитанная на запоминание лиц, имён, фамилий, правил, терминов. При этом очень важно, что подобные методы обучения, уже не представляют собой своеобразную «пытку». Напротив, это возможность при минимальной затрате усилий получить более высокие результаты.
– Нашими учениками поставлены рекорды по чтению, – рассказывает Гюзель Абдулганеева. – У детей – 33 тысячи знаков в минуту, у взрослых – 93, 5 тысячи. Выпускники школы много раз становились победителями олимпиад, научно-технических конференций, оканчивали школы экстерном и сегодня активно применяют приобретённые способности.
Среди учеников «Супермозга» – нынешние сотрудники Альфа-банка, Сбербанка, компаний IKEA, Магия Золота, Eastetica, Миэль, вузов МГТУ им. Баумана, МИИТ. А ряд преподавателей школы являются авторами книг по развитию памяти и скорочтению. Кстати, сама Гюзель Фидаилевна – автор учебника «Скорочтение для детей». За один только год книга была четырежды переиздана и по сегодняшний день в рейтингах продаж среди изданий литературы подобной тематики учебник занимает первую строчку. Помимо него, из-под пера автора вышел учебник «Как выучить таблицу умножения и не только», где много упражнений, методов и приёмом для развития памяти. А в октябре-ноябре 2018 года ожидается появление ещё двух книг «Пиши без ошибок» и «Читай после азбуки».
Плодотворная работа школы не осталась незамеченной. «Супермозг» дважды в 2016 и в 2017 годах становился лауреатом премии «Национальный знак качества», а недавно в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования» школа получила почётный диплом победителя Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России – 2018».
Незамеченной не осталась и творческая деятельность Гюзель Абдулганеевой. Она награждена Высшим орденом общественного признания «Почётный Гражданин России». В 2018 году Гюзель Фидаилевна в рамках проекта общественного признания в области среднего и малого бизнеса «Гордость и надежда национальной экономики» стала лауреатом общенациональной премии «Заслуженный предприниматель». Кроме того, в текущем году ей вручена медаль «За инновации и развитие».
Валерий Будумян