Трамвайный юбилей
Парад трамваев, приуроченный к 120-летию их появления на московских улицах, собрал более четверти миллиона москвичей и гостей столицы. Праздник прошёл замечательно, весело и очень познавательно. Особенно для детей. Очень многим из них, как, впрочем, и взрослым, хотелось потрогать трамваи руками, побывать внутри вагонов. Наибольший интерес вызвал, чудом сохранившийся до наших дней, уникальный конный вагон выпуска 1884 года. Здесь гостей встречали артисты в исторических нарядах.
Трамвайное движение в Москве началось 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1899 года. Тогда в столице открылся электрический парк на Башиловке. Трамваи курсировали от Бутырской заставы до Петровского парка. А юбилейный маршрут колонны трамваев, состоявшей из 19 ретро- и современных вагонов, пролёг от Шаболовки по Серпуховскому и Даниловскому Валам, Дубининской и Новокузнецкой улицам, Большому Устьинскому мосту, Яузскому и Покровскому бульварам. Чистопрудный бульвар стал финальной точкой маршрута.
Подобные трамвайные парады, в которых демонстрируются, как дореволюционные экземпляры, вагоны советского периода, так и современные трамваи, организуются в столице уже шестой год подряд. Традиционным участником является трамвайный поезд, состоящий из моторного вагона «Ф» («Фонарный») и прицепного вагона «Н» («Нюрнбергский»). Выпускались эти модели в 1908 и в 1909 годах. В мире подобных экземпляров больше нет. Кстати, вагон «Ф» был самым распространённым типом трамвайного вагона в дореволюционной Москве. До 40-х годов эксплуатировался, как пассажирский трамвай, а затем был перестроен в грузовой вагон. Восстановлен он в первоначальном виде в конце 80-х годов прошлого столетия.
А вот и знаменитая «Аннушка», маршрут которой существует в столице с 1911 года. Именно тогда в Москве и появился кольцевой маршрут «А». За свою историю, трамвай оставил глубокий след в литературе и кино. От «Аннушки» неоднократно хотели отказаться, но довести задуманное до конца так и не решились. Маршрут постоянно восстанавливался в правах, так как полноценной замены ему так и не нашли.
Впервые в трамвайном параде приняли участие довоенный прицепной вагон серии «С» («Сокольнический»), а также два трамвая «Татра» Т3 – пассажирский трёхдверный и служебный поливомоечный. Выпуск вагона «Сокольнический» пришёлся на 1930-1933 годы, однако эксплуатировались они в Краснопресненском трамвайном депо Москвы дольше всего, до 1974 года.
С 1978 года в Москву начали поступать вагоны «Татра» Т3 с тремя дверьми вместо двух. Произведенные в Чехословакии, они могли вместить до 122 пассажиров и передвигались с максимальной скоростью 40 км в час. Представленный на параде экземпляр вагона «Татра» Т3 перевозил жителей и гостей столицы до 2009 года.
Ещё одной новинкой трамвайного парада стали вагоны «Львёнок» и «Лев». Впервые они были представлены на выставке «Иннотранс – 2018» в Берлине. «Львёнок» – это полностью низкопольный четырёхосный трамвай с новым дизайном. В нём использованы новые конструкции узлов и агрегатов, он энергоэффективен. Трамвай оборудован системами видеонаблюдения, климат-контроля, спутниковой навигацией, приспособлен для перевозки маломобильных пассажиров. Всеми теми же параметрами обладает и вагон «Лев». Однако важной особенностью этой модели является особая унифицированная конструкция трамвайной тележки, благодаря которой движение вагона более комфортное для пассажиров и не тревожит жителей домов, расположенных вблизи трамвайных линий.
Что касается современной трамвайной сети Москвы, то она насчитывает 418 км трамвайных путей, пять трамвайных депо. В столице действует 46 маршрутов. На балансе перевозчика ГУП «Мосгортранс» находится более 800 трамвайных вагонов. В 2017-2018 годах город получил 230 современных трёхсекционных трамваев «Витязь-М», в 2019 году будет получено ещё 100 вагонов. Начиная с 2010 года, трамвайный парк Москвы обновился почти наполовину.
Валерий БУДУМЯН
Фото автора