Татьяна Харченко: «В школе определяется жизненный путь человека»
Харченко Татьяна Александровна
Директор МБОУ «СОШ №3 им. С. Орджоникидзе»
Заслуженный учитель Российской Федерации
Адрес: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Калинина, 137
Сайт: www.klsch3.narod.ru
Школа – это не только ступень овладения знаниями к получению преференций в будущем; это – действенный институт социальной жизни, где личность ребёнка претерпевает сложную трансформацию в процессе образования и воспитания, открытия своих возможностей и значимости для общества. В этот период для школьника важно познать, что его труд над развитием души, интеллектуальных и творческих способностей и над формированием социально-полезных навыков преображает все стороны индивидуального и коллективного существования. И в этом ему помогает общение и взаимодействие с учителями, родителями и сверстниками-друзьями.
‒ Татьяна Александровна, что лежит в основе разнообразной и насыщенной деятельности вашего учебного заведения, в чём Вы видите суть школьного образования?
‒ 20 лет назад мы начали процесс построения модели адаптивной школы, т. е. школы, которая должна быть для всех детей тёплым, уютным домом, и где их должны сопровождать успех, счастье и радость. Если мы говорим о педагогике, как о системе любви к ребёнку, то наша задача сделать так, чтобы, придя к нам, он чувствовал: его здесь ценят как единственного и неповторимого, его здесь любят и надеются на его дальнейшее развитие и будущие успехи, потому что верят, что у каждого есть талант. Как только дети начинают знакомиться с нашим учебным заведением в рамках Школы будущего первоклассника, мы стремимся привить им две взаимосвязанные вещи: желание учиться и любовь к школе. Ребёнка не обманешь, и если он захочет довериться учителям, тогда и мы сможем ожидать от всей нашей деятельности позитивный результат.
Уже на начальном этапе мы даём понять ученикам: то, что сделано сегодня – это залог определённого, большого, успеха завтра. У них есть много увлекательных и полезных занятий, а значит, просто так гулять – некогда. С первоклассниками работает педагог-психолог, задача которого определить индивидуальные способности и проблемы и выстроить в зависимости от них программу адаптации для каждого ребёнка. Огромная заслуга учителей начальной школы в формировании у детей всех необходимых навыков и качеств, которые помогают им успешно и с интересом учиться, а также участвовать в разнообразной познавательной, творческой и социальной деятельности вместе со своим коллективом.
Наше кредо ‒ любовь к ребёнку как к личности; эта жизнеутверждающая идея постоянно вдохновляет на развитие новых проектов. Желание помочь детям распознать истинные ценности, которые являются основой по-настоящему счастливой жизни, организует всю систему нашей учебной и воспитательной работы как единое целое.
‒ В школе действует несколько Центров, как это влияет на развитие учеников, что помогает достичь?
‒ Мы перевели всю нашу работу в отдельные Центры, каждый из которых специализируется на каком-то определённом направлении. Сегодня их шесть: Центр духовно-нравственного воспитания «Ковчег»; Центр здоровьесбережения; Центр технического образования; Центр гражданско-патриотического воспитания; Центр информационного сопровождения; Центр «Содружество». Ещё раз подчеркну: образование – это процесс обучения и воспитания, поэтому деятельность центров состоит из блока учебной и блока воспитательной работы, т. е. изучение школьных предметов идёт в купе с внеклассными мероприятиями, занятиями в кружках, секциях, общественно-полезной работой. Внутри каждого центра всё взаимосвязано, и они друг друга дополняют – одним словом, школа – это система, где нет ничего случайного, но всё работает на благо ребёнка, способствует его становлению.
Например, деятельность Центра «Ковчег» направлена на духовно-нравственное развитие личности. Оно не должно происходить в отрыве от жизни – не может быть какой-либо этической теорией, поэтому, работая в данном направлении, мы выделяем такие аспекты как семья, религия, Отечество, мир, культура. Они раскрываются и предлагаются к осмыслению в рамках блока учебных дисциплин (русский язык, литература, история, МХК), изучения православной культуры, как на занятиях, так и в ходе внеклассной работы ‒ на экскурсиях по храмам, монастырям и местам, связанным с истоками православия. И опять-таки, здесь реализуется не только ознакомительная функция, но и воспитательная. Вот по такому принципу построена работа в наших центрах.
‒ Судя по вашим информационным материалам, Вы целенаправленно взаимодействуете с родителями. Как они становятся участниками ваших проектов?
‒ Мы с ними должны быть полноправными партнёрами и выстраивать единую систему воспитания наших детей. Исходя из этого намерения, мы создали в школе Клуб родительской любви и Клуб отцов (важно продвигать их роль в условиях определённой феминизации общества). Родители – организаторы и участники школьных мероприятий, некоторые из них также руководят у нас кружками. Т. о., приглашая родителей к общению, к совместной деятельности, мы способствуем становлению сообщества «семья и школа», делаем его дружным и настоящим. Для нас при этом также открывается возможность преодолевать разногласия по поводу подходов к образованию, которые характерны для нашего времени.
‒ На базе вашей школы действует городской волонтёрский отряд. Как зародилось это движение?
‒ Ещё в 2012 г. мы выбрали такую форму работы с подростками как волонтёрское движение с целью профилактики таксикомании и наркомании. Дали отряду название: «Я выбираю жизнь». Давно уже мы перешагнули пределы того 1-го направления, которое определяли как основное, сейчас наши волонтёры организуют и проводят в городе многочисленные акции. В частности они ведут своего рода шефство над детским приютом в посёлке Чемерне. Его воспитанники частенько приезжают к нам в гости (или наши ребята бывают у них), участвуют в наших мероприятиях, после которых традиционно мы все собираемся на чаепитие за тесным дружеским столом: пьём чай с пирогами, ведём беседу или просто молчим – порою это лучше, чем пустой разговор. Вот так дети, заботясь о ближнем, научаются основополагающим ценностям жизни: любви, доброте, взаимопониманию, помощи Проектов по деятельности волонтёрского отряда и других наших центров с каждым годом всё больше, их краеугольные принципы –толерантность и милосердие.
МБОУ «СОШ № 3 им. С. Орджоникидзе» ‒ лауреат многих престижных конкурсов, среди которых: Всероссийский конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; Всероссийский конкурс «Лучшие школы России»; Всероссийский конкурс «100 лучших школ России»; Всероссийский конкурс «100 лучших предприятий и организаций России»; дважды лауреат регионального конкурса «Лидер в образовании». Школа № 3 ‒ лучшее образовательное учреждение области по результатам независимой экспертизы жителей Брянской области; школа внесена в Национальный реестр «Ведущее образовательное учреждение России». Учащиеся СОШ № 3 – неоднократные победители всероссийских и международных предметных олимпиад, творческих и образовательных конкурсов. Педагоги школы стали победителями и лауреатами дистанционного Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Академия таланта» (2014), II международного фестиваля методических разработок «Созвездие» и фестиваля «Педагогические достижения» (2015), Всероссийского конкурса методических разработок «Мой лучший урок» (2016). Директор учебного заведения Т. А. Харченко — победитель Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения» и лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы — 2016». Татьяна Александровна награждена медалью «Народное признание педагогического труда» от Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» («Общероссийский народный фронт») и Почётной медалью «За инновации и развитие» от Международного форума «Инновации и развитие».
Людмила Калинина