Татьяна Манаскурт: «Успех – это коллектив, идущий в ногу со временем»
Манаскурт Татьяна Юрьевна
Директор ГБОУ «Школа-интернат № 20 Петроградского района Санкт-Петербурга»
Адрес: 197022, г. Санкт-Петербург, Песочная наб., д. 14, лит. «Б, В».
Сайт: https://int20.ru/
Современный мир не только даёт новые технологические возможности, но и порождает новые проблемы, связанные с экологическим загрязнением, стрессовым ритмом жизни. От этого, в первую очередь, страдают дети. Статистика говорит: малышей с ослабленным здоровьем и с отклонением в развитии становится всё больше, и они требуют особого внимания. О своём опыте работы с детьми, имеющими нарушения речи и слуха, рассказывает Татьяна Юрьевна Манаскурт, директор школы-интерната № 20 Санкт-Петербурга.
– Татьяна Юрьевна, школе, которой Вы руководите, в этом году исполняется 55 лет. Это много или мало для такого учебного заведения.
– Я бы сказала, что это зрелость. Я – четвёртый директор школы. До меня ею руководили очень талантливые люди: Владимир Александрович Ушаков, Алла Евгеньевна Миронова и Лариса Аркадьевна Виноградова. Каждый из них привносил в школу что-то своё, улучшая и развивая образовательный процесс. Я очень надеюсь, что и мне за восемь лет руководства учреждением удалось уже сделать то, чем можно гордиться. Но об этом пусть лучше говорят мои коллеги. А более чем полувековой юбилей школы и для меня, и для коллектива – время, когда понимаешь, какой путь уже пройден и сколько ещё предстоит пройти, если посмотреть на опыт других учебных заведений, которые гораздо старше.
– Вы – сурдопедагог. Как Вы пришли в педагогику, и, в частности, в такую узкую специализацию?
– Иногда я задумываюсь о том, что привело меня в профессию, и понимаю: ничего другого как общаться с детьми, учить их добру, помогать их становлению в жизни, я делать не смогу. Это моё. Это же так здорово, когда идёшь утром на работу с удовольствием, с мыслью о том, сколько много предстоит сделать! А вечером понимаешь: вот прошёл ещё один замечательный, плодотворный день. По первому образованию я учитель начальных классов. Пять лет отработала в общеобразовательной школе. А сурдопедагогикой занялась потому, что надо было помочь моему сыну адаптироваться в жизни. Сын вырос, а я осталась в профессии, увлеклась ей.
– Человеку со стороны трудно понять: что такое быть педагогом для детей с особыми потребностями. На Ваш взгляд – это очень трудно?
– Не сказала бы, что «очень». Конечно, труднее, чем с ребятами в обычных общеобразовательных учреждениях. Для наших детей нужен более тщательный индивидуальный подход. У нас более двухсот детей, сорок из них – на пятидневном круглосуточном пребывании, четырнадцать – на домашнем обучении. Мы работаем по четырём направлениям: слабослышащие дети, с речевыми дефектами, со сложной структурой дефекта и дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Классы небольшие – от пяти до двенадцати человек, и практически для каждого ребёнка составлена программа обучения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
– Как давно ваша школа работает с детьми с РАС? Насколько востребовано это направление?
– К сожалению, таких детей становится всё больше. Три года назад к нам обратились родители будущих первоклассников, которые стояли перед проблемой выбора школы. Мы пошли им навстречу. Педагоги прошли стажировку. Разработали программу обучения для детей с РАС, и накопили достаточный опыт, которым уже делимся с коллегами из других регионов и зарубежных стран. Совсем недавно к нам приезжали специалисты из Канады, знакомились с нашими методиками и поделились своим опытом.
– Продолжим тему сотрудничества. С кем ещё ваша школа в партнёрстве?
– Жизнь нашей школы тесно связана с кафедрой сурдопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ имени Герцена. Совместно мы принимаем участие в обучающих семинарах и конференциях, по итогам которых создали ряд методических разработок. На базе нашей школы успешно и на высоком профессиональном уровне проводятся научно-исследовательские и педагогические практики студентов факультета коррекционной педагогики. Налажено сотрудничество с московским Научно-методическим центром образования, воспитания и социальной поддержки молодёжи «Суваг». Вместе со специалистами центра организуем корпоративные и всероссийские обучающие семинары. К нам приезжают коллеги со всех концов страны. Частые гости в нашей школе – коллеги из Риги. Сейчас мы готовимся к встрече педагогов из Якутии. Мы не только обучаем и делимся опытом, но и стараемся сами учиться и перенимать передовой опыт. Так в составе российской делегации я выезжала в Бельгию. Там мы знакомились с зарубежными методиками работы с детьми-инвалидами. Но главный наш партнёр – родители. Они не остаются равнодушными к процессу обучения и воспитания своих детей. Всегда стремятся быть рядом с ребенком и педагогом, находя совместно пути решения возникающих проблем.
– То есть, вы работаете практически как методическая площадка?
– Да, можно так сказать. Сегодня школа является лабораторией инноваций по организации образовательного пространства для детей с расстройством аутистического спектра. Мы выпускаем собственную методическую литературу. В последние годы много изменений произошло в образовании, и они требуют он нас гибкости, готовности к переменам. Это выражается, в частности, и в нашей конкурсной деятельности.
– Каким образом?
– Наши педагоги стараются участвовать во всех профессиональных состязаниях. И не без гордости скажу, что наши учителя прекрасно справляются с заданиями любого конкурса. Так что, несмотря на особую специализацию, мы стоим на одном уровне с общим образованием. Сюда же можно отнести и нашу победу в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». На конкурсе мы представили программу по духовно-нравственному воспитанию «Путешествуем вместе». Это большая работа творческого коллектива. Я очень благодарна всем, кто принял в ней участие. Штурмуем и всероссийские высоты. Мы вошли в сотню лучших предприятий и организаций в России в своей отрасли, признаны лучшей образовательной организацией, реализующей адаптированные образовательные программы по итогам прошлого года.
– А ваши ученики радуют вас победами?
– Безусловно. Они не менее талантливые, чем другие дети. В творческих конкурсах практически всегда призовые места. Много спортивных побед. Школа гордится своими выпускниками – чемпионами. Один из них – Сергей Беляев – заслуженный мастер спорта по дзюдо, победитель Сурдолимпийских игр, чемпион Европы. Он сейчас воспитывает юных спортсменов в нашей школе.
– Сейчас модно говорить об инновациях. Есть ли у вас в этом направлении наработки?
– Недавно нами разработан Комплект внутришкольного предметного мониторинга для слабослышащих учеников начальной школы – система диагностических материалов, ориентированных на детей, учителей и родителей. По структуре это печатное методическое пособие для педагогов и рабочая тетрадь для ребёнка. Здесь отслеживается уровень усвоения программного материала. В ходе мониторинга выявляются трудности конкретного ученика и разрабатываются коррекционные планы.
– Как бы Вы, в целом, охарактеризовали свой коллектив?
– Высокопрофессиональный, сильный, сплочённый, творчески активный. Очень много молодёжи. В юбилейный год для нашей школы особо отмечу наших ветеранов, которые в профессии более пятидесяти лет. Это Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России Инна Сигизмундовна Сотникова – учитель физической культуры, Отличник народного просвещения Людмила Сергеевна Сахарова – учитель-дефектолог и Отличник народного просвещения, воспитатель Николай Александрович Хапугин.
Низкий Вам поклон дорогие коллеги за труд, который более пятидесяти лет полон радости, созидания, добра, терпения и любви к своим детям с особыми потребностями.
– Наш традиционный вопрос: «Ваш секрет успеха?»
– Я словно продолжу ответ на предыдущий вопрос: успех – это коллектив. Трудоспособный, доброжелательный, увлечённый. Коллектив – основная движущая сила. И ещё успех – это «небоязнь» нового, интерес к нему. Надо идти в ногу со временем, а иногда и опережать его.
Беседу вела
Татьяна Невская
P.S: Нашей школе 55 лет! Пятьдесят пять лет успешного развития в непростых исторических условиях. Пятьдесят пять лет кропотливой педагогической работы и творческих достижений. Пятьдесят пять лет плодотворного сотрудничества с различными организациями и общественными институтами. Пятьдесят пять лет новых встреч и неизбежных расставаний с учениками и их родителями.