Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Татьяна Манаскурт: «Успех – это коллектив, идущий в ногу со временем»

31 октября, 2019 1356 Просмотров
Поделиться

Манаскурт Татьяна Юрьевна

Директор ГБОУ «Школа-интернат № 20 Петроградского района Санкт-Петербурга»

Адрес: 197022, г. Санкт-Петербург, Песочная наб., д. 14, лит. «Б, В».

Сайт: https://int20.ru/

Современный мир не только даёт новые технологические возможности, но и порождает новые проблемы, связанные с экологическим загрязнением, стрессовым ритмом жизни. От этого, в первую очередь, страдают дети. Статистика говорит: малышей с ослабленным здоровьем и с отклонением в развитии становится всё больше, и они требуют особого внимания. О своём опыте работы с детьми, имеющими нарушения речи и слуха, рассказывает Татьяна Юрьевна Манаскурт, директор школы-интерната № 20 Санкт-Петербурга.

– Татьяна Юрьевна, школе, которой Вы руководите, в этом году исполняется 55 лет. Это много или мало для такого учебного заведения.

– Я бы сказала, что это зрелость. Я – четвёртый директор школы. До меня ею руководили очень талантливые люди: Владимир Александрович Ушаков, Алла Евгеньевна Миронова и Лариса Аркадьевна Виноградова. Каждый из них привносил в школу что-то своё, улучшая и развивая образовательный процесс. Я очень надеюсь, что и мне за восемь лет руководства учреждением удалось уже сделать то, чем можно гордиться. Но об этом пусть лучше говорят мои коллеги. А более чем полувековой юбилей школы и для меня, и для коллектива – время, когда понимаешь, какой путь уже пройден и сколько ещё предстоит пройти, если посмотреть на опыт других учебных заведений, которые гораздо старше.

– Вы – сурдопедагог. Как Вы пришли в педагогику, и, в частности, в такую узкую специализацию?

– Иногда я задумываюсь о том, что привело меня в профессию, и понимаю: ничего другого как общаться с детьми, учить их добру, помогать их становлению в жизни, я делать не смогу. Это моё. Это же так здорово, когда идёшь утром на работу с удовольствием, с мыслью о том, сколько много предстоит сделать! А вечером понимаешь: вот прошёл ещё один замечательный, плодотворный день. По первому образованию я учитель начальных классов. Пять лет отработала в общеобразовательной школе. А сурдопедагогикой занялась потому, что надо было помочь моему сыну адаптироваться в жизни. Сын вырос, а я осталась в профессии, увлеклась ей.

– Человеку со стороны трудно понять: что такое быть педагогом для детей с особыми потребностями. На Ваш взгляд – это очень трудно?

– Не сказала бы, что «очень». Конечно, труднее, чем с ребятами в обычных общеобразовательных учреждениях. Для наших детей нужен более тщательный индивидуальный подход. У нас более двухсот детей, сорок из них – на пятидневном круглосуточном пребывании, четырнадцать – на домашнем обучении. Мы работаем по четырём направлениям: слабослышащие дети, с речевыми дефектами, со сложной структурой дефекта и дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Классы небольшие – от пяти до двенадцати человек, и практически для каждого ребёнка составлена программа обучения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

– Как давно ваша школа работает с детьми с РАС? Насколько востребовано это направление?

– К сожалению, таких детей становится всё больше. Три года назад к нам обратились родители будущих первоклассников, которые стояли перед проблемой выбора школы. Мы пошли им навстречу. Педагоги прошли стажировку. Разработали программу обучения для детей с РАС, и накопили достаточный опыт, которым уже делимся с коллегами из других регионов и зарубежных стран. Совсем недавно к нам приезжали специалисты из Канады, знакомились с нашими методиками и поделились своим опытом.

– Продолжим тему сотрудничества. С кем ещё ваша школа в партнёрстве?

– Жизнь нашей школы тесно связана с кафедрой сурдопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ имени Герцена. Совместно мы принимаем участие в обучающих семинарах и конференциях, по итогам которых создали ряд методических разработок. На базе нашей школы успешно и на высоком профессиональном уровне проводятся научно-исследовательские и педагогические практики студентов факультета коррекционной педагогики. Налажено сотрудничество с московским Научно-методическим центром образования, воспитания и социальной поддержки молодёжи «Суваг». Вместе со специалистами центра организуем корпоративные и всероссийские обучающие семинары. К нам приезжают коллеги со всех концов страны. Частые гости в нашей школе – коллеги из Риги. Сейчас мы готовимся к встрече педагогов из Якутии. Мы не только обучаем и делимся опытом, но и стараемся сами учиться и перенимать передовой опыт. Так в составе российской делегации я выезжала в Бельгию. Там мы знакомились с зарубежными методиками работы с детьми-инвалидами. Но главный наш партнёр – родители. Они не остаются равнодушными к процессу обучения и воспитания своих детей. Всегда стремятся быть рядом с ребенком и педагогом, находя совместно пути решения возникающих проблем.

– То есть, вы работаете практически как методическая площадка?

– Да, можно так сказать. Сегодня школа является лабораторией инноваций по организации образовательного пространства для детей с расстройством аутистического спектра. Мы выпускаем собственную методическую литературу. В последние годы много изменений произошло в образовании, и они требуют он нас гибкости, готовности к переменам. Это выражается, в частности, и в нашей конкурсной деятельности.

– Каким образом?

– Наши педагоги стараются участвовать во всех профессиональных состязаниях. И не без гордости скажу, что наши учителя прекрасно справляются с заданиями любого конкурса. Так что, несмотря на особую специализацию, мы стоим на одном уровне с общим образованием. Сюда же можно отнести и нашу победу в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». На конкурсе мы представили программу по духовно-нравственному воспитанию «Путешествуем вместе». Это большая работа творческого коллектива. Я очень благодарна всем, кто принял в ней участие. Штурмуем и всероссийские высоты. Мы вошли в сотню лучших предприятий и организаций в России в своей отрасли, признаны лучшей образовательной организацией, реализующей адаптированные образовательные программы по итогам прошлого года.

– А ваши ученики радуют вас победами?

– Безусловно. Они не менее талантливые, чем другие дети. В творческих конкурсах практически всегда призовые места. Много спортивных побед. Школа гордится своими выпускниками – чемпионами. Один из них – Сергей Беляев – заслуженный мастер спорта по дзюдо, победитель Сурдолимпийских игр, чемпион Европы. Он сейчас воспитывает юных спортсменов в нашей школе.

– Сейчас модно говорить об инновациях. Есть ли у вас в этом направлении наработки?

– Недавно нами разработан Комплект внутришкольного предметного мониторинга для слабослышащих учеников начальной школы – система диагностических материалов, ориентированных на детей, учителей и родителей. По структуре это печатное методическое пособие для педагогов и рабочая тетрадь для ребёнка. Здесь отслеживается уровень усвоения программного материала. В ходе мониторинга выявляются трудности конкретного ученика и разрабатываются коррекционные планы.

– Как бы Вы, в целом, охарактеризовали свой коллектив?

– Высокопрофессиональный, сильный, сплочённый, творчески активный. Очень много молодёжи. В юбилейный год для нашей школы особо отмечу наших ветеранов, которые в профессии более пятидесяти лет. Это Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России Инна Сигизмундовна Сотникова – учитель физической культуры, Отличник народного просвещения Людмила Сергеевна Сахарова – учитель-дефектолог и Отличник народного просвещения, воспитатель Николай Александрович Хапугин.

Низкий Вам поклон дорогие коллеги за труд, который более пятидесяти лет полон радости, созидания, добра, терпения и любви к своим детям с особыми потребностями.

– Наш традиционный вопрос: «Ваш секрет успеха?»

– Я словно продолжу ответ на предыдущий вопрос: успех – это коллектив. Трудоспособный, доброжелательный, увлечённый. Коллектив – основная движущая сила. И ещё успех – это «небоязнь» нового, интерес к нему. Надо идти в ногу со временем, а иногда и опережать его.

Беседу вела

Татьяна Невская

P.S: Нашей школе 55 лет! Пятьдесят пять лет успешного развития в непростых исторических условиях. Пятьдесят пять лет кропотливой педагогической работы и творческих достижений. Пятьдесят пять лет плодотворного сотрудничества с различными организациями и общественными институтами. Пятьдесят пять лет новых встреч и неизбежных расставаний с учениками и их родителями.

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр