Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Столетие наполненное знаниями

7 июня, 2019 1405 Просмотров
Поделиться

Детские сады, школы, училища, ВУЗы – это образовательный массив, который растит и воспитывает гражданина и профессионального работника. Но потребности человека в информации, самовыражении выходят далеко за рамки официально преподаваемых знаний. Удовлетворить эти стремления призвана система дополнительного образования.

В этом году исполняется 100 лет государственной системе внешкольной работы с детьми и подростками. В 1918 году в Москве (район Сокольники) было открыто первое официальное учреждение этой сферы – Станция юных любителей природы. За основу программ работы и воспитания был взят уникальный дореволюционный опыт российских педагогов-энтузиастов.

Борис Васильевич Всесвятский

Иван Васильевич Русаков

Первые кружки и мастерские при церковно-приходских школах и сиротских приютах появились в России в конце XIX века. В начале ХХ века организовались просветительские заведения. Эта работа тесно связана с именами педагогов Станислава Теофиловича Шацкого и Александра Устиновича Зеленко. Ими для детей из бедных семей в Москве (район Бутырской слободы и Марьиной рощи) в 1905 году основаны детские клубы и детский сад, которые носили общее название «Дневной приют для приходящих детей».  Весной 1906 года эти заведения посещали уже 150 воспитанников. Для них были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная), организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». В 1909 году Шацким и Зеленко создано общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в Калужской губернии – одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь», положившая основу целой системе летних палаточных лагерей. Внешкольную работу с детьми Шацкий и Зеленко продолжили и при советской власти.

После Великой Октябрьской социалистической революции остро встал вопрос образования молодого поколения. Несмотря на разруху и гражданскую войну два энтузиаста – педагог Борис Васильевич Всесвятский и врач-педиатр Иван Васильевич Русаков решили создать кружок, где дети могли бы изучать природу. В январе 1918 года они обсудили эту идею. Вот как об этом впоследствии вспоминал сам Всесвятский: «В заключение беседы Иван Васильевич предложил мне взяться за организацию такой станции. «Мы вам поможем, – говорил он. – Предоставим реквизированные дачи по вашему выбору, дадим помощника и сторожа. Ну, а всё остальное придётся делать вам…» Что я мог ответить? Я был просто в восторге. Приобщать детей к природе, учить их познавать её, углублять свои биологические знания – разве может это не увлечь каждого биолога-педагога? Конечно, я тут же дал согласие».

При активной поддержке Сокольнического Совета рабочих депутатов в июне 1918 года в реквизированной летней купеческой даче в Ростокинском проезде была создана первая в России Станция юных любителей природы. А через год, в июне 1919 года проведён Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию.

Большой вклад в организацию внешкольной работы внёс Антон Семёнович Макаренко и его сподвижник Виктор Николаевич Терский. Именно они подвигали в педагогику принцип, что «человек не воспитывается по частям», и делом доказали необходимость целостного воспитания и образования.

К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 учреждений внешкольной работы, находящихся в ведении различных министерств и ведомств. После победы в Великой Отечественной войне система внешкольного образования и воспитания активно развивалась. Повсеместно открывались дома и дворцы пионеров, где дети изучали самые разные дисциплины, занимались творчеством, моделированием и изобретательством. Для желающих заниматься спортом организовывались кружки, секции и школы, воспитанники которых прославили советский спорт. Практически все эти заведения были бесплатными.

Наряду с крупными центрами внешкольного образования, на базе различных научных учреждений и обществ работали кружки и секции, из которых вышла целая плеяда известных учёных. Таким был биологический кружок при Московском обществе испытателей природы (МОИП). Его организовала в 1955 году зоолог и педагог Анна Петровна Разорёнова. «Более 350 выпускников кружка считают себя «разорёновскими детьми». Есть среди них члены-корреспонденты Российской Академии наук, профессора, доктора и кандидаты наук, авторы известных книг о природе нашей страны. Судьба разбросала их не только по просторам нашей страны, но и всего мира – к 100-летию Анны Петровны письма шли из США, Австралии, Германии и Израиля» (Цитата из статьи А. А. Тишкова, профессора, академика РАЕН).

Бурные годы перестройки, слома политической и государственной систем Советского Союза нанесли значительный урон системе дополнительного образования. Но восстановить утраченное удалось достаточно быстро, так как тема занятости детей всегда была сверхактуальна, особенно во времена экономического хаоса. В 1992 году законодательно было введено понятие дополнительного образования. Система перешла на качественно новый уровень развития.

Во многих регионах дополнительное обучение входит в общую образовательную среду, и направлено на развитие личности и уникальности ребёнка. Удовлетворение естественного стремления к познанию себя и окружающего мира, активизация творческого и созидательного потенциала подрастающего поколения – главные цели, стоящие перед педагогами, работающими в этой сфере. Кроме того, занятость детей во внеурочное время решает ряд актуальных задач: предупреждение правонарушений и профилактика безнадзорности, отвлечение детей и подростков от пагубных привычек, расширение кругозора и профессиональная ориентация.

На сегодняшний день в структуре системы дополнительного образования насчитывается более 16 тысяч учреждений. В них обучаются почти 70 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Правительством разработана Концепция развития дополнительного образования. Специалистами крупных научных центров (таких как подмосковный «Сколково» и сочинский «Сириус») разработан целый ряд глобальных программ по вовлечению детей и подростков в творческий и научный процессы. Успешно работает детский технопарк «Кванториум», где юные таланты реализуют свои возможности.

Всё большее значение приобретают негосударственные организации дополнительного образования. Предпринимательство в этой сфере активно развивается.  По статистическим данным за последние пять лет число таких учреждений выросло более чем в 10 раз.

Тенденцией последнего времени стало включение центров дополнительного образования в систему инновационных площадок. В перечень вошли около 40 домов и дворцов детского творчества, различные образовательные центры. Выстроена система грантов для повышения эффективности работы и стимулирования педагогического состава. Дополнительное образование стало частью конкурсной программы WorldSkills – международной ассоциации, цель работы которой – популяризация рабочих профессий.

Татьяна Гурышкина

Поделиться

Читайте также

Частное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №163 ОАО «РЖД»

 Успех — это реализация мечты Любовь к детям и преданность любимом делу — основы дошкольного воспитания

ГАМИЛОВА Мария Геннадьевна
Заведующий частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №163 ОАО «РЖД»
Адрес: г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д. 28, ул. Омская д. 92
Сайт: https://www.