Соломина Оксана Петровна
Директор МБОУ «Седельниковская средняя школа №1»
Лауреат Всероссийского открытого конкурса «Лучшие руководители РФ – 2020»
Адрес: 646480, Омская область, с. Седельниково, ул. Советская, 22.
Живи, родник, живи!
Сельская школа – родник знаний,
подобный природному источнику
Седельниково – большое село, устроенное по-сибирски крепко, надёжно. Люди заняты в основном сельским хозяйством, у них есть всё, что нужно для жизни, и прежде всего для того, чтобы растить детей: детские сады, две средние общеобразовательные школы, агротехникум и прочие учреждения для развития, спорта, детского творчества, культуры и досуга. В часе езды соседний райцентр – старинный город Тара с двумя вузовскими филиалами. Да и областная столица Омск, с его развитой сетью вузов, музеев, театров и других культурных учреждений – в пределах доступности, ходят автобусы.
Андреевский родник упоминался письменно уже 300 лет назад, но с исчезновением деревни Андреевка он пришёл в запустение. Ребята из Голубовской школы решили его сохранить, облагородить и обустроить. Эту идею им подала директор школы Оксана Петровна Соломина, она же и обеспечила их всем необходимым для её реализации. Так возник школьный экологический проект. Купить брус и пиломатериалы из лиственных пород, железо на лоток и кровлю и прочее, необходимое для обустройства родника, школа не могла, но Оксана Петровна нашла решение: уважаемому в районе педагогу и общественному деятелю никто из местных предпринимателей не отказал в помощи. Летом 2017 года ребята под руководством учителя технологии Владимира Григорьевича Седельникова поработали на славу и создали достопримечательность Седельниковского района. Родник с чистейшей водой был освящен, он и раньше пользовался популярностью у местного населения, и сейчас сюда приезжают за живой водой люди со всей округи, собираются здесь в святые праздники.
Оксана Петровна, сделавшая Голубовскую школу одной из лучших сельских школ района, теперь руководит школой № 1 райцентра Седельниково, самой большой на территории муниципального района – в ней обучается более 400 детей, работают более 40 педагогов. Для Оксаны Петровны это родная школа, в которой она училась, была активной и на уроках, и в общественной жизни. Её любили учителя, уважали одноклассники. Отличница, первая во всем, была председателем совета дружины. Школу окончила с золотой медалью, как потом и старшая её дочка Наташа, уже студентка. И младшая – первоклассница учится в этой же школе.
Лидерские задатки и общественная жилка выпускницы Омского педагогического университета Оксаны Соломиной оказались востребованы обществом. Придя в Евлантьевскую школу учительницей, молодая энергичная общественница, вскоре стала главой сельского поселения, проработав на этом посту пять лет, не оставляя уроков в классе.
В родную школу Оксана Петровна пришла директором с большим желанием, открытой душой и солидным опытом педагогической, административной и общественной работы. Неоспорима роль и ответственность школьного руководителя, но чтобы двигаться вперёд, добиваться эффективности в образовании и воспитании детей, нужны совместные действия, единомыслие и взаимопонимание в коллективе педагогов. Оксана Петровна с её знаниями, открытостью и добротой гармонично дополнила сложившийся ансамбль педагогов и завоевала их доверие.
Коллектив, в котором большая часть учителей имеет высшую и первую квалификационную категорию, представляет собой сплав опыта и молодости. Но здесь бывают неизбежные потери. Учительство – это служение, профессиональный долг. Педагог по призванию трудится не ради заработка, но он необходим для достойной жизни. Этот важный вопрос для многочисленного учительского корпуса в наших школьных реформах остаётся на втором плане. За последние годы три опытных учителя уехали на Север, где заработки выше. Замену найти непросто, поэтому Оксана Петровна в постоянном поиске, внимательно следит за выпусками Омского педуниверситета и его Тарского филиала и даже берёт студентов с четвёртого курса. Удаётся сохранить стабильность коллектива и его лучшие традиции – дух творчества, добротность знаний, сердечность и доброту в отношении к детям.
Бытует мнение, что сельская школа отстаёт от городской в уровне подготовке учеников. Это не относится к школе, которую возглавляет Оксана Петровна. Здесь созданы все условия для того, чтобы учащиеся с 1 по 11 класс получали полноценные знания, и чтобы им было в стенах школы комфортно. Уютные классы, предметные кабинеты, оснащённые компьютерным и интерактивным оборудованием, школьная столовая, медицинский кабинет, собственная универсальная спортплощадка. Очень непросто содержать школу на достойном уровне, но Оксана Петровна сил не жалеет и находит поддержку в администрации района и помощников среди предпринимателей, родителей.
Педагогические инновации качественно изменили образовательную среду и учебный процесс. Изменились роли учителя и ученика, сократилась дистанция между ними. Учитель всё меньше выступает как лектор, излагая учебный материал. Ученик получает больше инициативы на уроке, больше мотивирован на самостоятельность в учёбе, а класс – на совместное усвоение знаний. Педагоги работают творчески, реализуют свои идеи и методы, создают содержательные программы. Новые технологии, оборудование и технические средства дают возможность повысить общую эффективность обучения.
Только качественное образование реализует возможности учеников, формирует будущее поколение граждан. Седельниковская школа № 1 вошла в состав федеральной сети центров «Точка роста». На базе школы создан собственный Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Основные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей обогатились, особенно по предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ». Введены дополнительные внеурочные программы названных профилей, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства. Так что после уроков жизнь не замирает – начинаются внеурочные занятия по добровольному выбору детей и родителей. Выбор богатый – математика и занимательная физика, музейная педагогика и краеведение, темы «Кем быть» и «Моя профессия», «Юный журналист» и «Знатоки», «Креативное рукоделие» и многое другое, в том числе техническое моделирование и компьютерная мастерская. И, разумеется, спортивные игры.
Образование, которое получают школьники села Седельниково, не уступает уровню городских школ. Местные ребята – постоянные участники всероссийских предметных олимпиад, победители областных конкурсов «Знатоки Омского Прииртышья», всероссийского конкурса «АгроНТИ-2020» и других. Ученики школы активно участвуют в открытых уроках всероссийского форума «ПроеКТОриЯ», в месячниках профориентации «Профессиональный компас». Старшеклассники, заинтересованные в тестировании знаний и интеллекта, участвуют во всероссийском конкурсе «Большая перемена», выпускники «посещают» в дистанционном формате «Дни открытых дверей» областных вузов. Завершить учебный год в условиях карантина помог образовательный проект «Моя школа онлайн», который дал возможность провести занятия по предметам. Для выпускников организованы видеоконсультации в режиме онлайн для подготовки к основному государственному экзамену.
С особыми чувствами ребята готовились к 75-летию Великой Победы. В каждой сибирской семье хранят память о дедах – героях войны, многие из которых не вернулись домой. Ребята активно участвовали во всероссийской акции «Подвиг села», в «Вахте памяти», в олимпиаде «Фронтовая летопись», в юнармейском марафоне «Память жива».
Оксана Петровна Соломина, руководитель и подлинный лидер в своём коллективе, также известный в области общественный деятель, активно работает в общественном совете при администрации муниципального района, в общественном совете при МВД района, в ассоциации лидеров Омского образования. Это помогает главному делу – быть всегда вместе с коллегами, с родителями, с учениками.
Многие ребята рвутся к знаниям, увлечены конкурсами и олимпиадами. Но в массе детей есть и такие, кого называют «трудными». По мнению Оксаны Петровны, трудных детей нет, иногда труднее с родителями, которые считают, что школа обязана учить и воспитывать детей, и если ребёнок не хочет учиться и ведёт себя плохо – виновата школа. Оксана Петровна, действуя методом убеждения, добивается, чтобы родители становились союзниками школы, не оставляли детей без внимания, занимались их воспитанием. И ведь приходят потом, благодарят…
Когда ученик, как говорится, отбивается от рук, Оксана Петровна не жалеет времени, чтобы поговорить со строптивым подростком, и если чутким сердцем поймёт, что он обделён вниманием, может по-матерински приласкать, погладить по голове. Порой этого достаточно, чтобы образумить парнишку, чтобы дрогнуло детское сердце.
Никакие дистанционные технологии не заменят детям живое общение с учителем. Работать с ними – радость для Оксаны Петровны. Как говорил Дмитрий Иванович Менделеев, вся гордость учителя – в его учениках и росте посеянных ими семян.
В этом году Седельниковской школе № 1, старейшей в районе, исполняется 150 лет. Это живой родник, питающий знаниями и духовной пищей наше юное поколение – будущее страны. Он сохраняет культурно-исторические традиции народа, преобразует социокультурный облик села. Пожелаем ему, как поётся в песне:
Живи, родник, живи!
Живи, родник любви
К земле навек родной!
Валентин Вальков