Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
person

Сергей Проханов: «Дело надо делать»

17 июня, 2019 218 Просмотров
Поделиться

Сергей Борисович Проханов

Художественный руководитель «Театра Луны»

Народный артист Российской Федерации

Заслуженный деятель искусств.

Какой любитель советского кинематографа не знает «усатого няня» или пионервожатого Ивана Николаевича из «Завтрака на траве»?  Театралы до сих пор вспоминают Сашку из одноимённого спектакля по повести В. Кондратьева и постановку «Иисус Христос – суперзвезда» в театре Моссовета, а многие известные актеры признательны ему за возможность выйти на сцену для познания себя самих в жанре «реалистической фантастики». Он – личность. Он – автор. И, пожалуй, многие считают его настоящим баловнем судьбы.

В прошлом году Сергею Борисовичу Проханову исполнилось 65 лет, а его «Театру Луны» в этом году – четверть века. Юбилейные даты, как правило, сопровождаются «парадными статьями», но наш разговор получился абсолютно другим. Потому что Сергей Проханов не только актёр и режиссёр, театральный педагог и продюсер, администратор, снабженец, руководитель, а…

– Сергей Борисович, кто Вы?

– Интересный вопрос. Можно даже пофилософствовать… только философия предполагает определённое «лежание на диване», а я никак не могу себе это позволить. Дело надо делать. Вот у меня – 80 человек актёрского состава, технические и административные службы театра, детский театральный центр-студия «Маленькая Луна». А театр, кроме всего прочего, это производство. Со всеми вытекающими. Это здание, это репетиционный процесс, это наполняемость зала, это немыслимая отчётность. Сегодня я уже не директор театра – сражение с бумажками для меня стало непосильным трудом, но я был и остаюсь художественным руководителем. И в какую сторону пойдут все те, кто сегодня со мной, в каких условиях, с какими планами и гарантиями, и насколько наш труд будет востребован, решать, по большому счёту, мне.

– «Театр Луны» со дня своего возникновения сразу же привлёк к себе внимание своим творческим поиском…

– Как и любой авторский театр. Выделиться несложно, куда сложнее – удержать внимание. А нам это удаётся 25 лет!

– Поделитесь секретом?

– Ещё в Щукинском училище, где я учился на актерском факультете, учили – нет ничего страшнее предсказуемости. Важно, чтобы зритель не знал, что ты будешь делать в следующий момент. Если всё становится понятным на второй минуте – это гарантия если не ухода зрителя, то сна в зрительном зале точно. В театре важна неожиданность, основанная на воспитанности, образовании и нравственных нормах, выраженная хорошей актёрской формой, не «спустя рукава». Когда есть эти три фактора – «неугадываемость», вкус и подача – интерес будет.

– И как Вы определяете степень своей успешности?

– Ооо… сейчас всё принято считать. Во-первых – наполняемость зала. У нас сегодня это 84%. Во-вторых – количество изданных статей. Вот, видите – пачка, сегодня принесли. Отзывы на нашу премьеру – спектакль «Матри-Архат». И, надо сказать, пресса к нам благосклонна – вот, вы ещё одно этому свидетельство. В-третьих, гастроли. Но сегодня это связано с деньгами, и поэтому они уже не котируются, как оценка чего-то художественного. И количество народных и заслуженных артистов тоже не является показателем. Что же самое главное? Знаете, каждый художник знает себе цену «под одеялом». Придя домой, оставшись наедине с самим собой, ты искренне понимаешь, чего ты на самом деле стоишь.

– Ни с кем не советуетесь?

– Ну что вы… конечно, есть люди – их очень немного, но это те, кому я доверяю. Всё-таки «Театр Луны» создавался как авторский театр – это и мои постановки, и мои пьесы. Позже – да, начали приглашать и людей «со стороны», так как театр стал слишком большим – у нас ведь три сцены! Конечно, одних рук не хватает. Но проблема в том, что сегодня уровень профессионализма в отдельных сферах оставляет желать много лучшего. Попробуйте найти директора театра – не того, кто начнёт поднимать цены на билеты или вмешиваться в художественный процесс. А умеющего и спонсоров привлечь, и с чиновниками найти взаимопонимание, и воспитывающего собственного, нашего зрителя… Или заведующего литературной частью, который действительно может задать направление – выбрать репертуар, подготовить для постановки море материала, ведь, например, когда я ставил свою «Византию», я мог диссертацию защитить. И даже корректировать, если, как говорится, «занесло» или «глаз замылился». Таких профессионалов единицы! Режиссёр сегодня, как правило, сам определяет, что он хочет поставить и зачем. И это далеко не всегда «попадание в десятку» – и вкус, и понимание исторического процесса у всех разный. А выигрывать нужно на старте! Вот если эти направления совпадают – будет успех.

– Несколько слов о Ваших…

– Да, в театре много моих учеников – я преподавал в РАТИ (ГИТИСе). Но на нашу сцену выходили и другие известные артисты – Ирина Метлицкая, Анатолий Ромашин, Дмитрий Певцов, «брали старт» Чулпан Хаматова и Евгений Стычкин, с нами были Марина Блейк, Валентин Смирницкий, Андрей Соколов, Никита Высоцкий, Вера Сотникова, Елена Понизова – всех разве перечислишь? Елена Захарова, Елена Кондулайнен, Анна Терехова – наши любимейшие актрисы, а мои питомцы – это и Настя Стоцкая, и Саша Бобров, и Дима Бикбаев…

 – Конечно, это Ваши, но я о детях…

– 150, не считая сына и дочери. Настя, кстати, руководит студией «Маленькая Луна». И мы не только учим детей актёрскому мастерству, но ребята уже и работают как взрослые на сцене! Они не только ставят собственные, но и выходят на сцену в наших репертуарных спектаклях. И как, например, решить очень сложный вопрос – оплату детского труда? Да ещё и в вечернее время? Согласно законодательству – увы! Как говорится, ищите варианты. А сколько сил вкладывают их родители, которые привозят, ждут, забирают… Вообще, оплата актёрского труда – отдельная история. В кино – платят, на эстраде – платят, а вот театр… на определенном этапе энтузиазм сталкивается с обыденностью – как кормить семью? А ведь именно театр – самое психологически затратное, элитное искусство!

– Как Вы считаете, можно решить эту проблему? На государственном уровне?

– Исключительно. Понятно, что денег на всех не хватает. Необходимы преобразования, и я уверен, они будут. Без государственной поддержки репертуарный театр «уйдет со сцены», простите за каламбур. А чтобы сохранить и поддержать то, что действительно достойно, нужны меры. Я думаю, сейчас слишком много театров. В Москве – абсолютно точно. Не хочу никого обижать, но разве вам не известны коллективы, созданные когда-то, при упоминании которых сейчас ты вспоминаешь только «былые заслуги»? Потому что лидера не стало – годы берут своё, а возглавил уже «середнячок». Или «коллектив единомышленников», переставший быть таковым, потерявший даже желание быть театром? И полупустые залы есть, чего уж скрывать.

– А на вашей премьере «Матри-Архата» – аншлаг. И на ближайшие спектакли «все билеты проданы».

– Да, я доволен. Начали хорошо. Гайки будем закручивать летом. И продолжим удивлять – пока не буду раскрывать все задумки, но думаю замахнуться на… в общем, это целый ряд названий.

Заинтриговали. Ваш театр – это всегда что-то необычное.

– А иначе и не надо существовать!

Дарья Иванова

Поделиться

Читайте также

Дуркина Галина Александровна

Директор ГБУК Ненецкого автономного округа «Тельвисочный социально- культурный центр «Престиж»
Адрес: 166710, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, село Тельвиска, ул. Центральная, д. 19.

Выигрыш

Человек бывает счастлив, имея мало и не нагружая себя сверх меры, потому что он счастлив тем, что имеет.

Бобровский Николай Петрович

Директор Муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр туризма и спорта»
Почётный работник общего образования РФ 
Действительный член-корреспондент Международной Академ

Гоч Василий Павлович

Василий Гоч:
«Философские пазлы для взрослых «детей»
Василий Павлович Гоч, научный руководитель Школы Причинности, доктор биологических и технических наук, доктор науки в современном языкознании, проф