Санкт-Петербург
Визитная карточка
Санкт-Петербург – город святого Петра, хранителя ключей от Рая –необычный город, сама идея создания которого взошла из семян, зароненных в почву созидательной фантазии царя Петра во время Большого посольства в Европу. Для воплощения своих идей, вдохновленных божественным провидением и масонскими представлениями о совершенстве мира, царю Петру пришлось вступить в тяжёлые войны сразу на двух фронтах: со шведским королём за выход в море и на европейские рынки, и с вековой русской косностью, леностью и нежеланием развиваться. Первую войну Петр блестяще выиграл в 1721 году, а вторая, пожалуй, не завершена и по сей день. Но последователи Петра Первого не сдаются: не случайно на первом гербе города на Неве царь начертал колонну чести, покрытую золотым ключом от Царствия небесного и шпагой под лозунгом: «Царство Божие ныне силою берётся».
Во всём – первый!
Говоря о развитии торговли и промышленности в Санкт-Петербурге петровского времени можно бесконечно повторять слово «впервые». Именно на возвращённых Петром в родную гавань приневских земель Новгородской пятины появились первые Коммерц- и Мануфактур-коллегии, первая товарная биржа, первые казённые субсидии и ссуды. Приморское расположение города и военное время определило преимущественное развитие производства: здесь возникли корабельные верфи, чугунолитейные заводы, парусные и канатные мануфактуры.
В послепетровское время в Санкт-Петербурге уже действовали два десятка крупных металлообрабатывающих и более полусотни предприятий легкой промышленности. Сеть основанных Петром водных путей надёжно связала транспортными артериями удалённый город с основной частью России.
К средине XVIII века Санкт-Петербург достиг первого места в стране по торговым оборотам. Способствовало этому и развитее кредитной системы: императрица Елизавета Петровна в 1754 году учредила первый Государственный заёмный банк. В 1769 году здесь появились первые в России бумажные деньги. В 1775 году из этого города с манифестом императрицы Екатерины II пришла в Россию и свобода предпринимательства.
Санкт-Петербург активно включился в промышленную революцию XIX века, движущими силами которой стали кредиты и производимые с 1804 года заводом Чарльза Берда паровые машины. В 1815 году на этом же заводе был спущен на воду первый в России пароход. В 1835 году появились первая в России Царскосельская железная дорога и первый отечественный паровоз, а в 1851 году была запущена Николаевская железная дорога.
Отмена крепостного права 1861 года и дарование равных прав на торговлю и другие промыслы представителям всех сословий и подданств стимулировали новый виток развития промышленности в Санкт-Петербурге. С 1862 по 1895 гг. в городе было открыто более 100 металлообрабатывающих, машиностроительных и электротехнических заводов, некоторые из которых работают по сей день.
100 лет побед и поражений
В августе 1914 года (Начало Первой мировой войны. – Прим. ред.), с ростом антигерманских настроений, указом Николая II город был переименован в Петроград. Участие России в Первой мировой войне, Революция 1917 года и последующая гражданская война нанесли серьёзнейший ущерб экономике и торговле Петрограда. Производство было практически парализовано, крупнейшие предприятия национализированы, а рабочие с семьями бежали из города в деревню. Однако, перейдя на мобилизационно-принудительные формы отношений с гражданами, новая власть сумела быстро восстановить инфраструктуру города на Неве. Подъёму промышленности способствовало и воплощение планов по государственной электрификации России (Программа ГОЭЛРО, утверждённая IX Всероссийским съездом Советов в декабре 1921 года. – Прим. ред.). Постепенно стала восстанавливаться и международная морская торговля: Петроград оставался главными морскими воротами РСФСР.
Петроградом город на Неве назывался недолго: в январе 1924 года, в связи с кончиной В. И. Ленина, город был назван его именем – Ленинград. Советский период жизни Санкт-Петербурга связан именно с этим названием. Ленинград в период индустриализации народного хозяйства, становится одним из крупнейших научно-технических и промышленных центров страны.
Годы Великой Отечественной войны… Это трагическая и героическая страница истории Ленинграда. Ожесточённые бои, блокада, массовый голод не сломили дух ленинградцев и защитников города. 50 (!) предприятий продолжали работу даже во время блокады города 1941-1944 гг., выпуская танки, орудия, стрелковое оружие и боеприпасы. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия – звание Город-герой.
Основу послевоенной экономики Ленинграда также составили оборонные предприятия. В городе была создана система подготовки высококвалифицированных научно-технических специалистов и рабочей силы. Фундаментальная научная база позволила разрабатывать образцы самых передовых вооружений, в том числе ядерного оружия, подводных лодок, радиотехнических систем. Развивалось производство оборудования для ядерной и гидроэлектроэнергетики, высокоточных станков, полиграфического оборудования, медицинской техники, точной механики и оптики, бытовой электроники. Быстрыми темпами развивался морской, речной, железнодорожный и авиационный транспорт.
Очередной виток бурного развития экономики и промышленности Ленинграда закончился во времена перестройки и крушения СССР. Научно-технический потенциал оборонных предприятий был быстро растрачен, и многие производства были ликвидированы. 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу было возвращено историческое название – Санкт-Петербург.
Сегодня, пережив волны экономических и социальных кризисов, Санкт-Петербург продолжает жить и возрождаться, но, несмотря на своё блестящие географическое положение, уникальную историю, огромный промышленный и научный потенциал, на сегодняшний день занимает лишь 17-е место в Национальном рейтинге России по состоянию инвестиционного климата, а успешные экономические показатели обеспечиваются за счёт перевода в город крупнейших российских нефтяных компаний. Теперь Санкт-Петербург занимает лишь 4-е место в России по валовому региональному продукту. Крупнейшими предприятиями в Санкт Петербурге сегодня являются «естественные» монополисты в коммунальной сфере, сетевые супермаркеты, производители пива, сигарет и автомобилей. Не полностью раскрыт и туристический потенциал города: Санкт Петербург в год посещают столько же туристов, сколько и бывший заштатный городок Российской империи Гельсинфорс…
О такой ли судьбе для новой Северной столицы мечтал её создатель – Пётр Великий?
Андрей Демкин