Руководитель – это образ жизни, а не должность
Матшина Оксана Анатольевна
Заведующий МБДОУ «Сеяхинский детский сад «Оленёнок»»
Адрес: 629705, Ямальский район, с. Сеяха, ул. Совхозная, д. 12
Сайт: http://олененок-сеяха.рф/
На вопрос «Легко ли быть директором?» Оксана Анатольевна Матшина отвечает так, как положено думающему человеку, ответственному руководителю:
Если любишь своё дело и веришь в успех, когда рядом надёжная команда и верные друзья и ты видишь положительные результаты своего труда, то легко. И, одновременно, трудно. Потому что ради общего дела приходится принимать жёсткие решения, и при этом правильно себя позиционировать, уметь вдохновить идеей и повести коллектив за собой.
Сеяхинский детский сад «Оленёнок» Оксана Анатольевна возглавила в 2005 году. Об этом она до сих пор вспоминает с волнением:
– Седьмое сентября. Мой первый рабочий день в должности заведующей. Я иду непривычной ещё дорогой, словно в новую жизнь. Я понимаю, что будет нелегко, и мне, как руководителю, придётся решать сложные вопросы, принимать управленческие решения. Я иду и сама себе мысленно задаю вопросы: «Смогу ли я принять решение своевременно и обдуманно? Получится ли у меня предугадать развитие того или иного события, конфликта, проблемы?» Ведь от моих решений будет зависеть и моя дальнейшая судьба, и судьба всего коллектива.
С того дня прошло уже почти 15 лет. За эти годы было всё: успехи и неудачи, радости и огорчения. Иногда у Оксаны Анатольевны, по её собственному признанию, возникали мысли всё бросить и заняться каким-то другим делом. Но день за днём она приходила в свой детский сад и понимала: нет, нельзя бросать, нельзя предавать коллектив, детей и их родителей.
В 2013 году в жизни «Оленёнка» начался новый этап – строительство современного здания. Оксане Анатольевне пришлось вникать и в инженерно-строительные тонкости.
– Я с первых дней огромную часть времени проводила на стройплощадке, изучала проектную документацию, контролировала ход строительных работ. Необходимо было дотошно проверять исполнение всех требований норм и стандартов. И вот здание сдано в эксплуатацию, и надо укомплектовать его мебелью и оборудованием. Как же мы всё тщательно подбирали, чтобы было красиво и комфортно, в первую очередь, детям, – вспоминает Оксана Анатольевна.
В 2018 году «Оленёнок» отметил своё 50-летие. Но, несмотря на свой возраст, сегодня он представляет собой современное динамично развивающееся дошкольное учреждение, где каждый ребёнок и каждый педагог могут добиться успеха.
Оксана Анатольевна Матшина, опираясь на опыт предыдущих лет и своих коллег, разработала свою модель управления. В соответствии с ней каждый член команды должен понимать, для чего он работает, и видеть в перспективе конечный результат деятельности.
В рамках реализации программы в «Оленёнке» созданы творческие проектные группы: «Детский сад – территория здоровья», «Детский сад – территория доступного образования», «Детский сад – территория Успеха», «Этнокультурное направление», «Развивающее пространство»
– Основная цель первого направления – обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, – поясняет Оксана Анатольевна. – Здесь у нас запланировано открытие фитобара и кафе «Здоровье». Второе направление предусматривает создание условий для реализации вариативного образования. У нас уже есть более, чем семилетний опыт. Мы успешно внедрили проекты «Семейный детский сад», «Адаптационная группа «Малышок», инновационный проект «УМ-КА», «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья». По третьему направлению реализуются программы: «Математика и техника для дошкольников», «Шахматы в детском саду», «Робототехника», «Инженерная школа». Этнокультурная составляющая направлена на формирование творческой личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей. В рамках развивающего пространства предполагается создание условий, обеспечивающих гармоничные отношения ребёнка с окружающим миром.
Во всём этом многообразии проектов, программ и методик особо надо отметить инновационный проект «Сезонная кочевая группа кратковременного пребывания «УМ-КА» (Умные Малыши-Кочевники Арктики). Это модель доступного вариативного дошкольного образования в условиях кочевья, когда дети из семей, ведущих традиционный для малых народов Севера образ жизни, могут получить дошкольное образование прямо на местах проживания. Проект стал победителем Регионального конкурса грантовой поддержки. Полученные средства потрачены на приобретение чума и оборудования. Проект реализуется в летний период, с конца мая по начало сентября, на фактории Матюяха.
Если говорить о заслугах и победах коллектива и руководителя «Оленёнка», то их количество можно обозначить простым словосочетанием: «очень много». Назовём лишь часть из них: лауреат всероссийских конкурсов «Школа здоровья», «100 лучших дошкольных образовательных учреждений России», «500 лучших детских садов России», Всероссийской Национальной Премии «Профессионалы – гордость России». Учреждение внесено в Реестр Всероссийской Национальной Премии «Лучшее образовательное учреждение России». Коллектив имеет Сертификат Международной академии общественного признания. Оксана Анатольевна Матшина награждена Почётными знаками «Директор года» и «Руководитель года».
В чём же секрет такого успеха? Первое, что звучит в ответе Оксаны Анатольевны на этот вопрос – простая, но очень мудрая мысль…
– Для меня работа – это образ жизни, а не профессия или должность, – говорит героиня нашего очерка. – Сейчас, по прошествии уже почти полутора десятков лет, я часто размышляю о том, как мне хватило сил и терпения выстроить работу в коллективе так, а не иначе? Трудно ли было коллегам со мной? И понимаю, что в работе руководителя главное – это ответственность, и, в первую очередь, за свои поступки. Путь управленца труден и тернист, и нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь успеха. Но неоспоримо одно: руководитель должен быть лидером во всём. А для этого нельзя останавливаться в профессиональном росте и всё время учиться, перенимать опыт тех, с кем Судьба нам дарит общение в течение всей жизни.
Как подчёркивает Оксана Анатольевна, её всегда окружают замечательные люди, которых она считает своими учителями. Карьеру педагога будущий руководитель начинала в Сеяхинской школе – интернате воспитателем младшей группы. Окончила Белгородский Госуниверситет по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» и «Логопедия». Прошла профессиональную переподготовку в Волго-Вятской академии государственной службы по программе «Государственное и муниципальное управление», обучалась в Московской высшей школе социально-экономических наук на факультете «Менеджмент в сфере образования» («Управление программами дошкольного образования и раннего развития детей»).
И всегда с теплом Оксана Анатольевна вспоминает своих наставников Михаила Михайловича Романова, Инну Васильевну Фатееву, Надежду Александровну Мастепанову, Александру Анихасововну Яптик, Светлану Петровну Белову и Веру Юрьевну Абуталипову. И сама стремится к тому, чтобы для вступающих в профессию молодых педагогов стать другом и советчиком. В этом, по её мнению, и есть суть успешного труда.