Российская национальная премия «Овация» в области музыкального искусства чествует выдающихся деятелей искусства и культуры России.
Одним из главных событий в культурной жизни столицы стали гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в Москве на сцене Большого театра. С 16 по 31 июля труппа Бориса Эйфмана представила московскому зрителю целый спектр спектаклей, созданных мастером на разных этапах его творческого пути: «Русский Гамлет», «Евгений Онегин», «Роден, её вечный идол», «По ту сторону греха», «Up & Down» и «Анна Каренина».
В этом году театр балета отмечает своё сорокалетие. После дневного спектакля, 22 июля, со знаменательной датой труппу театра и его руководителя (в этот день Борис Эйфман отметил свой 71-й день рождения) поздравил генеральный продюсер Российской национальной премии «Овация» Анатолий Сиротюк.
БОРИС ЭЙФМАН
Народный артист России, лауреат Государственной премии, знаменитый советский и российский хореограф – Борис Эйфман – является не только многогранным постановщиком классических и академических спектаклей, но и настоящим новатором в балетном искусстве. Поэтому балетмейстера называют основателем современного русского балета.
Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но ещё за два года до того он уже осуществлял свои первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это были классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и многие другие.
После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как он взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал не только по Советскому Союзу, но и по другим странам. В частности, он произвёл фурор среди японской публики.
Но вряд ли Эйфман стал бы легендарной личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич всегда был в душе новатором. Он придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное его достижение – создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.
ТЕАТР БАЛЕТА БОРИСА ЭЙФМАНА
В этом году театр Бориса Эйфмана отмечает своё 40-летие. Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Например, именно Эйфман первым предложил публике беспуантовый балет, танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.
Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию «хореографического диссидента».
Этим театром Народный артист руководит до сих пор. Правда, с 1990 года его детище носит иное название – Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.
Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить её яркостью и динамизмом пластического языка – все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.
Эйфман – хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Газета The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».
Труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и премии Правительства РФ в области культуры: М. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев, О. Габышев, Д. Фишер и другие.
Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года Академия начала свой первый учебный год. В 2018 году в состав комплекса Академии войдёт строящийся в настоящее время Детский театр танца – общегородская площадка для проведения фестивалей, конкурсов, спектаклей.
Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.
Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века – основные составляющие творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.
Российская национальная премия «Овация»
в области музыкального искусства
109012, г. Москва, ул. Ильинка, д. 4,
Гостиный двор, вход 5, оф. 2102.
E—mail: ovation2006@yandex.ru
WWW.ovacija.ru; премия-овация.рф
Тел: +7 (499) 301 02 19
Статья подготовлена с использованием
информации, размещённой на сайтах:
www.24smi.org, ru.wikipedia.org
и материалов буклета Театра балета Бориса Эйфмана
к гастролям на сцене Большого театра России