«Равновесие в природе восстановится, но с человеком ли?»
БУХАРИЦИН Пётр Иванович
Ведущий научный сотрудник
Института водных проблем РАН.
Доктор географических наук, профессор,
академик РАЕ и МАНЭБ.
Заслуженный деятель науки и образования.
Заслуженный деятель науки и техники.
Доктор географических наук и профессор, ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН и заведующий Астраханской экспедиционной базой, ведущий океанолог Каспийской флотилии, председатель Астраханского регионального отделения Русского географического общества. А ещё водолаз-исследователь, специалист по подводной фото- и киносъемке, специалист по морским гидрологическим и ледовым прогнозам, бортнаблюдатель, ледовый разведчик I класса, военный инженер–авиационный синоптик… И это далеко не полный перечень того, чем в своей жизни занимался и продолжает заниматься Пётр Иванович Бухарицин.
– Пётр Иванович, в одном из интервью вы говорили о том, что вторгаться в природные процессы, это всё равно, что нарушить равновесие весов, перекладывая гирьки с одной чаши на другую, и что природа сама себя регулирует. Вы утверждали, что закончилась эпоха вторжения в природные процессы. Тем не менее, хотим мы того или нет, но вторжение совершаем. Может быть, всё же есть какой-то рецепт, чтобы хоть чуть-чуть оздоровить планету?
– На эту тему можно говорить долго. Если же коротко, то скажу: во всем виновата человеческая жадность и алчность, и связанная с этим чудовищная несправедливость в распределении природных ресурсов. Ну, скажите, для чего одному человеку из числа «небожителей», заводы и пароходы, золотые и алмазные прииски, нефтяные и газовые месторождения, десятки квартир и дворцов по всему миру? Они рассчитывают, что так будет всегда? Однако все люди уходят в мир иной налегке. В чем заслуга этих людей? Лишь только в том, что они умело присваивают то, что им не принадлежит? Отвечая на Ваш вопрос, скажу: планета оздоровит себя сама. Население Земли пугают выбросами углекислого газа в атмосферу, глобальным потеплением. Но мало кто знает о том, что здоровый Мировой океан способен поглощать и перерабатывать углекислого газа значительно больше, чем человечество способно выбрасывать в атмосферу. Я подчеркиваю «здоровый Мировой океан», потому что он, к сожалению, уже давно не здоров.
– Нездоровье Мирового океана – целиком вина человека? И как может планета отреагировать на столь жестокое вмешательство в равновесие её экосистемы?
– Гигантские поля нефтяных загрязнений на суше и в океане, огромные зловонные свалки с ядовитыми стоками на суше, плавучие острова пластиковых практически не разлагаемых отходов посреди океана снижают благотворное влияние океана на климат Земли. Всё это сотворил человек. Но матушка-Природа, в конце-то концов, вернет всё в равновесие. Но, будет ли там место для человека?
– Большую часть своей научной деятельности Вы посвятили изучению Каспийского моря. Вас называют адвокатом Каспия. Расскажите, как сегодня поживает Ваш «подзащитный»?
– Группа учёных из США, России, Азербайджана и Франции недавно обнародовала результаты многолетних исследований, согласно которым северная часть Каспийского моря может исчезнуть через 75 лет. Причина тому называют глобальное потепление и снижение водостока рек, питающих Каспий. Давайте вспомним… В течение 47 лет, с 1930 по 1977 год, уровень Каспия понизился на 2,5 метра, и тогда некоторые учёные устроили ажиотаж. Предрекали дальнейшее падение уровня моря и пересыхание его мелководной северной части. Родился проект по переброске стока северных рек, отчленению мелководий Северного Каспия и залива Кара-Богаз-Гол с целью стабилизации уровня моря. Но вопреки расчетам «чёрных предсказателей», уровень Каспия с 1978 года стал быстро повышаться, затапливая уже освоенные нерадивыми «покорителями природы» обсохшие при падении уровня участки побережья. К 1997 году общее повышение составило 2,5 метра. И снова «родилась» федеральная целевая программа, но теперь уже направленная на защиту побережья Северного Каспия от затопления. Но, прошло ещё несколько лет, и уровень воды вновь пошёл на спад. Спрашивается: при чём здесь «глобальное потепление», когда это просто климатические ритмы нашей планеты? Уровень Каспия никогда не был стабильным. А эти «учёные», проанализировав несколько космических снимков и гидрометеоданные всего четырёх станций, в одночасье совершили «научный прорыв мирового значения»? Как говаривал Станиславский: «Не верю»! У меня на этот счёт есть собственное мнение, основанное на результатах столетних исследований моих предшественников и на моём собственном, скромном сорокалетнем научном опыте: уровень Каспия обязательно стабилизируется!
– А что говорит наука по поводу наличия на Каспии льдов? Это очень интересный, а главное, необычный факт. Каспий — и вдруг льды…
– Что касается каспийских льдов, то это моё увлечение на всю жизнь. Вспоминаю случай, когда меня пригласили в качестве независимого эксперта по льдам в состав комиссии по рассмотрению заявки компании «Лукойл» на премию Правительства РФ за работу по обоснованию разведанных запасов углеводородов в акватории Северного Каспия. На презентацию, которая состоялась во ВНИИОкеангеологии, кроме сотрудников института были приглашены бывшие министры геологии СССР и министр РФ. Докладчик рассказал о трудностях, с которыми столкнулась компания при производстве разведочных работ, в том числе о наличии льдов, которые делали невозможным использование буровой установки «Астра» в зимних условиях Северного Каспия. После доклада начались прения. Один из министров сказал примерно следующее: «Я, конечно, понимаю сложности, с которыми компании пришлось столкнуться в процессе подготовительных работ. Но лёд на Каспии… это не серьёзно». После этого выступления я попросил разрешения показать небольшой видеосюжет о каспийских льдах. Аудитория замерла от удивления, когда на экране появились кадры гигантских торосистых образований, высота которых достигала 8-12 метров над уровнем моря.
– Вы работали в Гидрометцентре, можете ли рассказать: с чем связаны нынешние погодные аномалии?
– Погодные аномалии на нашей планете были всегда. Существует понятие климатических циклов. Эти циклы формируются под влиянием космических и земных процессов. У человечества, слишком короткая память на погодные аномалии. Примеров можно привести много. Причём это не было связано с деятельностью человека. А то, что происходит на нашей планете с погодой сейчас, это те же ритмы.
– Пётр Иванович, наука – это практически вся Ваша жизнь. А семья? У Вас трое детей и пятеро внуков? Кто-то уже пошёл или собирается идти по Вашим стопам?
– Я не мастак планировать будущее, тем более своё. Одно знаю точно – буду продолжать заниматься своим любимым делом. У меня прекрасная семья. Вместе с женой Наташей – она по профессии синоптик – и со старшим сыном Андреем мы по распределению в 1975 году приехали в Астрахань. С первого дня и до настоящего времени Наташа работает в метеослужбе Астраханского аэропорта. Сначала была инженером-синоптиком, затем начальником АМСГ. В Астрахани родился второй сын Владимир и дочь Ольга. Уже с 8 — 9 лет я брал ребят с собой в экспедиции. Они прошли испытание штормами, летали на самолётах ледовой разведки, на необитаемых островах купались вместе с тюленями в штормовом море. Сейчас все трое уже взрослые и у каждого свои планы на будущее. У них самих уже подрастают дети – наши с Наташей внуки. Пойдут ли они по стопам деда – время покажет.
Татьяна Гурышкина