Прорывные контракты МАКС-2017
«Развитие авиации и освоение космоса всегда интересовали российское общество. Это значимая часть нашей общей культуры, а история отечественной космонавтики и авиастроения – предмет общенациональной гордости», – сказал Президент России Владимир Путин, открывая XIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2017. Он также отметил, что в результате настойчивости, таланта его организаторов, всемерной поддержки государства МАКС действительно вышел на высокий уровень, стал ожидаемым событием для любителей аэрокосмической техники…
Демонстрация российских высоких технологий в области авиастроения проходила в подмосковном Жуковском с 18 по 23 июля и привлекла внимание более полумиллиона участников и гостей. Объём контрактов и соглашений о намерениях достиг 394 млрд. рублей, а деловой потенциал МАКС-2017 превысил 600 млрд. рублей. Как отмечают эксперты, авиасалон прошёл на очень высоком уровне, с ещё более высокими результатами, чем предыдущий. Его участниками стали 880 компаний, в том числе около 180 иностранных производителей из 36 стран, что превысило показатели 2015 года. Были сформированы национальные павильоны Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Китая, Чехии, Канады, Белоруссии, Индии и Ирана. Площадь экспозиции в павильонах превысила 20 тыс. кв. м. Впервые на МАКС был представлен коллективный стенд «Сделано в Москве», объединивший инновационные предприятия столичного региона. Мероприятие посетило более 50 официальных делегаций.
Тенденция последнего времени – это выход российской гражданской авиационной техники на мировой рынок. Среди крупнейших сделок салона – твёрдый контракт на поставку 20 самолётов Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» и контракт на поставку в операционный лизинг 16 самолётов МС-21 авиакомпании Red Wings, включая четыре лайнера с отечественными двигателями ПД-14. Лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко.», кроме контракта с Red Wings, заключила соглашения о намерениях с авиакомпаниями «ВИМ-АВИА», «Алроса» и «Саратовские авиалинии». Перевозчики рассчитывают приобрести в операционный лизинг 27 самолётов МС-21. Кроме того, три МС-21 планирует эксплуатировать авиакомпания «Ангара». Соглашение, предполагающее приобретение до 50 самолётов Ил-114-300, заключила с «Объединённой двигателестроительной корпорацией» Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Авиакомпания «Азимут» выразила намерение приобрести четыре Sukhoi Superjet 100. Кстати, 20 этих самолётов уже четвёртый год успешно летают в Латинской Америке. Причём, их эксплуатационные показатели ничуть не хуже ведущих западных авиалайнеров. В прошлом году началась эксплуатация Superjet в Европе, что можно считать подлинным прорывом нашей гражданской авиатехники. В этом году начата их эксплуатация в Бельгии.
ГТЛК подписала соглашения и о приобретении 12 вертолётов Ми-8АМТ, шести Ми-171 и 12 «Ансат». Два «Ансата» в 2018 году получит компания «Русские вертолётные системы». Заказчики из Китайской Народной Республики договорились о приобретении 13 вертолётов российского производства, включая четыре Ми-171, два Ка-32А11ВС и семь «Ансат». Полтора десятка контрактов и соглашений о намерениях подписано в ходе МАКС-2017 руководством компании «Рособоронэкспорт».
По традиции огромный интерес посетителей авиасалона вызвала лётная программа. В ней приняли участие 90 воздушных судов. Своё мастерство демонстрировали пилоты восьми пилотажных групп. Воздушно-космические силы Российской Федерации представили группы «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России», в полётах приняли участие российские пилотажные группы «Русь», «Первый полёт» и Chelavia Team, а также зарубежные гости Fursan Al Emarat (ОАЭ) и Baltic Bees Jet Team (Латвия). Впервые в программе демонстрационных полётов салона приняли участие учебно-тренировочный самолёт Як-152 и ударный вертолёт Ми-28НЭ.
Авиасалон в 2017 году стал площадкой для ряда премьер. Среди новинок, представленных на статической площадке, можно было увидеть истребитель МиГ-35 и вертолёт Ми-171Ш-ВН, предназначенный для проведения специальных операций.
Валерий Будумян