Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

«ПРИОРИТЕТ». Сделано в России

14 июня, 2019 1400 Просмотров
Поделиться

Жанна Тян, руководитель Национальной премии в области импортозамещения «Приоритет», генеральный директор Коммуникационной группы «Деловая лига».

Национальная премия «Приоритет» — первая и единственная в России награда, которая присуждается предприятиям, сделавшим значительный вклад в процесс импортозамещения. Что послужило импульсом для рождения идеи?

— В начале 2015 года, после первых санкций, эта идея носилась в воздухе. В деловых кругах было очевидно, что экономика, поставленная в зависимость от «нефтегазовой иглы» и тотального импорта, не может больше оставаться в таком состоянии. Обсуждая эту тему с нашими партнёрами из разных секторов экономики, мы увидели, что импортозамещение стало актуальным практически для всех.

В России много замечательных предприятий, выпускающих продукцию на высшем уровне качества. Но её широкому продвижению мешают предубеждения контрагентов, предпочитающих импорт. На волне импортозамещения многие российские производители искали возможность заявить о себе, и для этого идеально подошёл наш формат всероссийского публичного конкурса — честного соревнования брендов и технологий с премированием самых достойных. Сейчас для этого самое подходящее время, и оно только начинается.

Большой проект это всегда хорошо проработанная идеология. Что положено в основу идеологии вашей премии?

— В английском языке есть термин «sustainability» («устойчивое развитие»). Он относится к защите не только природы, но и общественных отношений, деловой культуры и социальной структуры общества. Если статус импортёра стал престижнее, чем статус производителя, это значит, что «sustainability» общества находится под угрозой.

В моноотраслевых экономиках деловая культура сводится к простейшим поведенческим моделям, тормозящим прогресс. Продавать сырьё и взамен покупать готовое кажется комфортным. Но затем у людей пропадают стимулы что-либо производить, изобретать, созидать. А вслед за стимулами теряются трудовые навыки, и тогда приходится закупать ещё больше импортных товаров. Этот порочный круг можно разорвать только начав производить то, что выгоднее было бы купить в готовом виде.

Импортозамещение резко меняет структуру занятости: в обществе появляется всё больше квалифицированных специалистов. Только труд в классическом понимании, создание любой реальной продукции делает человека таким, каким он должен быть: профессионально и социально активным. Это и есть самоцель, а не формальные критерии, как размер ВВП или внешнеторговый баланс.

Даже страны более богатые, чем Россия, срочно восстанавливают социально устойчивую структуру занятости. Администрация США массово возвращает производственные предприятия на свою территорию из других регионов мира. Оживают депрессивные города. Никакой быстрой прибыли это не приносит и требует больших инвестиций. Но иного пути нет. Зато в итоге, пройдя через тернии импортозамещения, любое общество поднимается к звёздам технологического и социального прогресса.

У каждого замысла до воплощения в жизнь своя дорога, свои сроки. Какими они были у премии «Приоритет»? Какие двигатели использованы, какие проблемы преодолены на этом пути?

— С самого начала наша идея всероссийской премии получила полную поддержку — и от бизнеса, и от государства. Двигателем любых бизнес-процессов служат естественные законы свободного рынка. А наш конкурсный формат лишь направляет его силу в нужном направлении. В начале 2015 года мы запустили первую пригласительную кампанию. Мы провели конкурсный отбор всего за полтора месяца. Ведь наша профессия — деловые коммуникации, и мы умеем вовремя доносить информацию до целевой аудитории. В первые же недели о премии «Приоритет» стало широко известно в деловых кругах: нам прислали более 300 заявок.

С каждым последующим годом проект развивался, росло число заявок и их качество. У нас много постоянных участников. Некоторые из них ежегодно выставляют на конкурс свои новые продукты. Другие предпочитают год за годом концентрироваться на каком-то одном продукте, но с улучающимися показателями. Это производит впечатление, в том числе с точки зрения деловой культуры. Уже ясно, что мы вместе с сотнями партнёров вышли на верный и стабильный путь. Процесс импортозамещения сейчас только начинается: самое интересное — впереди.

Уже в первый год премия «Приоритет» была поддержана не только общественными организациями и профессиональными сообществами, но и государственными структурами — министерствами и ведомствами. Тем не менее, вашу инициативу «госзаказом» не назовешь. Какое место премия занимает в жизни общества?

— Тут мы возвращаемся к идеологии. Если говорить обо всём народе нашей страны, то сейчас жизненно важно поднимать престиж профессионала-производителя. Ведь разбалансированная структура экспорта и импорта ведёт к профессиональному застою: инженеры перестают понимать, как сделать компьютер; врачи всё хуже разбираются в принципах действия новых лекарств; преподаватели вузов отдаляются от реальной научной работы.

Премия в сфере бизнеса воодушевляет общество не меньше, чем премия в сфере, например, искусства. Кажется, что она актуальна только для артистов, но вся страна узнаёт, что у нас есть замечательные вокалисты, актеры, режиссеры, поэты, о которых ещё недавно мало кто знал. Так и наши конкурсы: продвижение продукции российских производителей быстро выводит её на первые роли в логистических цепочках, а в итоге общество получает отличные отечественные товары.

Как, на ваш взгляд, влияет на процесс импортозамещения развитие и рост популярности премии «Приоритет»?

— Мы строим работу так, чтобы все участники наших конкурсов получали как можно больше практической пользы, коммерческой выгоды. Для каждой компании ценна не только победа, но и возможность представить себя перед широкой аудиторией, наладить деловые связи во всероссийском масштабе, получить отличные информационные поводы для текущей маркетинговой работы, в том числе и ориентированной на экспорт.

Возможно, ещё не все предприниматели до конца понимают значимость подобных мероприятий. Какая проделана и делается работа по популяризации премии? Как воспринимают её в бизнес-сообществе?

— Я полагаю, что значимость понимают практически все. Другое дело, что не у каждого предпринимателя есть такая продукция, о которой можно с гордостью сказать: «Сделано в России». Поэтому не все могут участвовать в конкурсных мероприятиях.

В современной экономике недостаточно выпускать качественный товар, важно его грамотно позиционировать — и только при этом условии он превращается в стабильную прибыль. Бывает так, что все ресурсы производителя заняты производством, а на маркетинг ресурсов уже не хватает. В таких случаях нам достаточно пригласить производителя к участию, создать первый импульс — и дальше начинается плодотворное сотрудничество. Главное, что оно всегда выгодно производителю, ведь вовлечение в любую маркетинговую деятельность повышает его статус на рынке.

В бизнес-сообществе премию «Приоритет» воспринимают с одобрением и уважением. Уже понятна важность создания развитых современных производств. Это выгодно даже поставщикам импортных потребительских товаров. Представьте, что вы импортируете в Москву какао. Его невозможно «импортозаместить», потому что какао не растёт в России. Но вам выгодно, если в Москве будет выпускаться как можно больше других продуктов питания и промтоваров. Вам выгоден любой рост отечественного производства, так как с созданием рабочих мест больше денег появляется у людей. И вы получите стабильный, долговременный спрос на свой импортный товар.

Премия «Приоритет» помогает улучшать инвестиционный климат в стране. И нас полностью поддерживают российские власти. Мы взаимодействуем с министерствами — это прежде всего Минпромторг и Минсельхоз, Минкомсвязь и Минэнерго.

2018-й — четвёртый год для премии. За это время уже наработан опыт, появились какие-то новые идеи. Изменились ли сегодняшние правила по сравнению с годом 2015-м?

— По итогам первого года мы поняли, что необходима техническая экспертиза заявок. Мы пригласили экспертов с большим опытом работы в серьёзном бизнесе и государственных структурах. В 2016 году мы ввели незначительный регистрационный взнос — так называемый организационный сбор. Все остальные конкурсные мероприятия, связанные с определением номинантов, а затем из их числа — лауреатов, остаются бесплатными для компаний-участников.

Сейчас мы пересматриваем систему экспертизы, чтобы больше помогать среднему и малому бизнесу, открывать для небольших компаний возможность вывести на лидирующие позиции любой свой товар. Рассчитывая на рост числа заявок от среднего и малого бизнеса, мы проводим соответствующую реструктуризацию в наблюдательном и экспертном советах.

Вам удалось в процессе реализации идеи наладить сотрудничество с рядом организаций и профильных проектов. Получилось ли воплотить в жизнь задуманное в полной мере? Или остались ещё задачи, которые требуют скорейшего выполнения?

— Кроме уже названных государственных органов, мы сотрудничаем с Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, «Деловой Россией» и другими заинтересованными организациями: всероссийскими и региональными. Нерешённые задачи будут появляться всегда, по мере решения предыдущих. Мы уже полностью воплотили задуманное в том смысле, что сдвинули дело с мёртвой точки. Теперь у нас хорошо отработаны методики экспертных оценок продукции по всему комплексу критериев, главным из которых является производство на территории России.

Коммуникационная группа «Деловая лига» уже почти три десятилетия реализует различные проекты. Их уже более 400. В чём ваш секрет успеха?

— Мы начинали в 1991 году. Тогда почти ни у кого не было опыта в бизнесе: миллионы предпринимателей и фирм учились на собственных ошибках, искали свои ниши. На этом фоне «Деловая лига» легко взяла сильный старт. Секретом успеха стала уникальная для той эпохи квалификация наших экспертов. Они ещё в годы СССР накопили профессиональный опыт в сферах СМИ, международной торговли, рекламы и маркетинга, работая на соответствующих госпредприятиях. И в новой стране, в новом обществе эти люди стали «лоцманами», которые помогали другим постигать основы новых коммерческих отношений.

Прошли десятилетия, но главное у нас остается неизменным: квалификация, профессионализм, опыт, «ноу-хау». Расширяя своё экспертное сообщество, «Деловая лига» методично находит всё новых и новых специалистов, обладающих этими драгоценными качествами. Мы можем решить практически любую задачу.

Экономическая ситуация в стране понемногу стабилизируется. Тем не менее, определённые сложности существуют. На этом фоне значимость всесторонней поддержки бизнеса возрастает. Как вам видятся перспективы развития вашего проекта?

— До реальной стабилизации экономики нам ещё очень далеко. А «определённых сложностей в сфере производства» в ближайшие годы будет много. Наивно думать, что «сырьевая болезнь» может быть быстро вылечена благодаря каким-то экстренным мерам. Всё зависит от того, что считать критерием стабильности. Если текущее сведение баланса, вызванное ростом цен на нефть и газ — это одно. А если мы говорим об экономической реструктуризации и формировании развитой деловой культуры — это совсем другое.

Базовый принцип прост и очевиден: отечественный производитель требует уважения, общественного признания и комфортной инвестиционной среды. Комфортная среда, в том числе для малого бизнеса, может быть создана только на уровне законодательства. С другой стороны, у наших законодателей больше стимулов повышать инвестиционную привлекательность России, когда они видят позитивные процессы самоорганизации отечественных производителей.

У премии «Приоритет» большие перспективы, поскольку импортозамещение жизненно важно для страны. И оно не может быть быстрым, проводимым в рамках какой-то разовой кампании. Процесс реструктуризации экономики займет десятилетия, как это бывало и в других странах. И год за годом лауреаты премии «Приоритет» будут демонстрировать всё более высокое качество и всё более разнообразный ассортимент продукции.

Татьяна Гурышкина

Поделиться

Читайте также

Приоритеты бюджета-2025

Опора на внутренние ресурсы отбивает все атаки
В октябре правительство согласовало государственные доходы и расходы 2025 года.

Частное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №163 ОАО «РЖД»

 Успех — это реализация мечты Любовь к детям и преданность любимом делу — основы дошкольного воспитания

ГАМИЛОВА Мария Геннадьевна
Заведующий частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №163 ОАО «РЖД»
Адрес: г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д. 28, ул. Омская д. 92
Сайт: https://www.