Под парусом инноваций
ООО «Севастопольский приборостроительный завод «Парус»
Генеральный директор Игнатов Юрий Евгеньевич
Любой выключатель, даже, если он абсолютно исправлен, при включении искрит, и эта микроискра, незаметная для глаза, совсем небезопасна в определённых условиях. Такие микроискры имели бы место и в сигнальных светодиодных светильниках типа АС, выпускаемых ООО «Севастопольский приборостроительный завод «Парус» (ООО «СПЗ Парус») и используемых путевыми обходчиками на железной дороге. Правда, очень важное отличие этих светильников от им подобных, заполонивших отечественный рынок, состоит в том, что севастопольцы свою продукцию делают взрывозащищённой.
Этот нюанс имеет существенное значение при включении светильника ночью, к примеру, возле железнодорожной цистерны с горючим. При этом взрывозащищённость прибора обеспечивает одна микросхема, позволяющая избежать искрообразования. А разработал и запатентовал эту микросхему как раз ООО «СПЗ Парус», который вот уже десять лет занимается развитием светотехнического направления, производством осветительных приборов и является в этом направлении одним из лидеров на рынке, что, собственно, и подтверждает приведённая в пример микросхема. Есть у предприятия и другие задумки по инновации производства, но о них чуть позже.
Севастопольский приборостроительный завод «Парус» был основан на базе бывших авиационных мастерских по Постановлению Совета Министров УССР в 1960 году в городе-герое Севастополе. Крупнейший завод-лидер включал в себя сверхсовременную техническую базу и имел стратегически важное значение. Опытные, высококвалифицированные специалисты занимались разработкой и производством боевых информационно-управляющих систем для атомных подводных лодок СССР и бортовых цифровых вычислительных комплексов для крылатых ракет. Такие же квалифицированные специалисты работают здесь и сейчас. Штат ООО «СПЗ Парус» – 120 сотрудников, и каждый из них уникален по-своему.
– Основными потребителями нашей продукции до 2014 года были шахты и железная дорога Украины, – рассказывает генеральный директор ООО «СПЗ Парус» Юрий Игнатов. – После присоединения Крыма к России мы свою продукцию сертифицировали по стандартам ИСО 9001, ИСО 9002, что даёт нам возможность заниматься научно-техническими разработками в области диодной светотехники, и довольно успешно конкурировать с уже существующими российскими поставщиками аналогичной продукции.
Сегодня доля продукции ООО «СПЗ Парус» на российском рынке составляет 10%. На эти цифры предприятие вышло в прошлом году. И пусть с первого взгляда показатель не столь велик, однако познакомившись с выпускаемыми компанией осветительными приборами, начинаешь понимать, что каждый процент дорогого стоит. Дело в том, что узкопрофильность производства ООО «СПЗ Парус», естественно, влияет на численность потребителей, которых не так уж и много, но все они являются профессионалами и, соответственно, требования к технике предъявляют очень высокие. А выходить со своей продукцией на рынок непрофессиональный, заполонённый дешёвой китайской продукцией, это просто себя не уважать. Авторитет в данном случае стоит гораздо дороже. Соответственно, дороже китайских стоят и светильники ООО «СПЗ Парус». Зато на 90% они состоят из комплектующих отечественного производства. Оставшиеся 10% — это диоды, которые импортируются, и стоимость их не столь велика. А, поскольку осветительные приборы – продукция импортозамещающая, делать её надо хорошо.
Возвращаясь к светильникам железнодорожного исполнения, следует отметить, помимо взрывозащищённости, и другие его достоинства. А именно, способность фонаря непрерывно работать длительное время. Заряженный единожды от сети, он способен функционировать на протяжении суток и более. Дополнительные батарейки ему не требуются. Кроме того, светильник типа АС имеет два режима работы – основной и аварийный и три цветовых режима – зелёный, красный и белый, что подводит светильник под категорию сигнальный.
Что касается светильника типа СГО, то он предназначен для освещения рабочего места в шахтных выработках в угольных шахтах, опасных по накопленному газу и взрывоопасной угольной пыли. Так же эти фонари комплектуются встроенными радио блоками, позволяющими осуществлять одностороннюю связь шахтёра с диспетчерским центром, расположенным на поверхности. Состоит светильник из фары, которая при помощи скобы крепится к каске рабочего. Все металлические элементы выполнены из нержавеющей стали. Фара соединяется шнуром питания с аккумуляторной коробкой, которая, в свою очередь, крепится к ремню рабочего. Вес светильника составляет 650 грамм. Его зарядка осуществляется с помощью портативного зарядного устройства, или на специальных зарядных столах. Прибор также работает в двух режимах.
Успехи предприятия не остались не замеченными: в 2016 году ООО «СПЗ Парус» стало победителем конкурса «100 Лучших предприятий и организаций России» и отмечено знаком «Национальная марка качества».
– В наших ближайших перспективах – увеличение энергоёмкости аккумуляторов и усиление светопотоков на диодах, – подчеркнул Юрий Игнатов. – Ещё одна разработка касается датчиков – метаноанализаторов. Мы планируем создать прибор, способный более точно определять количество метана в шахте, что будет способствовать более чёткому обеспечению безопасности. Это достаточно узкий производственный рынок, но мы стремимся в нём занять своё достойное место.
А ещё в перспективах у Юрия Игнатова – очередное участие в парусных гонках. Это его хобби, которому вот уже три года Юрий Евгеньевич посвящает всё своё свободное время, которого у него не так уж много. Тем не менее, увлечение яхтингом позволили Юрию Игнатову неоднократно становиться призёром крымских регат, организованных Федерацией парусного спорта России и местными яхтенными школами и клубами.
Валерий Будумян