ПМЭФ-2018: За открытость рынков и честную конкуренцию
Самой внушительной на форуме была делегация из США
Очередной XXII Петербургский международный экономический форум, прошедший в северной столице с 24 по 26 мая, состоялся в промежутке между двумя событиями мирового значения – открытием Крымского моста и Чемпионата мира по футболу. То и другое – предмет широкого освещения мировыми СМИ, однако и Петербургский форум не остался обойдённым вниманием.
Создавая экономику доверия
Можно услышать мнение, что Петербургский форум в условиях санкций потерял своё значение в установлении более тесных экономических связей с Западом. ПМЭФ-2018 показал, что это не так. В форуме приняли участие более 17 тысяч человек из 143 стран, в его ходе подписано 550 соглашений на общую сумму 2,4 трлн рублей – в Россию хотят инвестировать компании из 72 стран. Причём это только открытые соглашения, не содержащие коммерческой тайны. Все приведённые данные – рекордные, рост по сравнению с прошлым годом более чем на 20 %.
Форум с его девизом «Создавая экономику доверия» подтвердил, что Россия – страна больших возможностей для экономического сотрудничества. Не менее важно и политическое значение прошедшего форума, где, в отличие от прежних лет, решались очень важные международные вопросы на самом высоком уровне
Мы пока не ощущаем потепления в отношении Запада к России. Тем не менее, политическая ситуация вокруг России меняется. Канцлер ФРГ Ангела Меркель за неделю до форума прилетела в Сочи на встречу с Путиным, а затем в Петербург прибыли президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, директор Международного валютного фонда Кристин Лагард. Они ищут хороших отношений с Россией, потому что понимают, что они являются основополагающими для нормального развития международной обстановки.
Планировал участие в Петербургском форуме посол США в России Джон Хантсман, считая его отличной возможностью России и Америки наладить отношения и обсудить экономические вопросы. Хантсман в последний момент отменил своё участие, но отметил, что межличностные и деловые связи между двумя странами, несмотря на все политические разногласия, находятся на достойном уровне. Американская делегация была одной из самых многочисленных на ПМЭФ – 550 человек. Поэтому нам известны настроения большинства американского общества, которое хочет иметь мирные отношения с Россией.
Главным событием форума стало пленарное заседание, в котором принял участие Владимир Путин. Путин заявил, что Россия достигла макроэкономической стабильности, и это крайне важно для инвесторов. Излагая приоритеты развития, Путин заявил, что в основе развития международных финансовых и торговых связей всегда лежали два принципа: свобода предпринимательства и устойчивость правовых принципов. Однако сейчас происходит фактически подрыв этих основ, когда экономическим правилом становится нарушение правил – санкции, протекционизм, надуманные предлоги, имеющие целью подавление конкурентов и вымогательство уступок.
На встрече с Макроном российский президент назвал Францию давним и надёжным партнёром, потому что Франция всегда занимала собственную позицию в мировых делах и всегда стремилась отстаивать свой суверенитет. С Францией отношения у нас развиваются поступательно, последовательно: 16,5% рост товарооборота в прошлом году, за первый квартал этого года еще плюс 25%. Прямые французские инвестиции составили 15 миллиардов евро. В свою очередь Макрон отметил, что за последние 10 лет ни одно из французских предприятий не ушло с российского рынка.
Европе – труба, и не одна
На форуме детально обсуждались вопросы транспортировки энергии – главные проблемы энергообеспечения стран Евросоюза и их энергобезопасности. Известно, какие страсти полыхают не один год вокруг российского проекта «Северный поток-2», против которого выступают Украина, Польша, страны Прибалтики, США. Как выясняется, не столько из политических, сколько из корыстных побуждений.
«Никаких рациональных аргументов против «Северного потока-2» просто не существует», – заявил на форуме Герхард Шрёдер, ныне глава совета директоров «Роснефти». Он сообщил, что Евросоюз сможет противостоять нападкам США, препятствующим строительству газопровода «Северный поток-2», а также выразил уверенность, что ЕС не будет следовать линии Америки.
Строительство уже началось. «Газпром», BASF, E.ON, ENGIE, OMV и Shell подписали соглашение акционеров. Реализацией проекта занимается совместная проектная компания Nord Stream 2 AG. В России начато строительство газопровода Ухта – Торжок-2 мощностью 45 миллиардов кубометров в год, газ по которому будет поступать в экспортный трубопровод.
30 мая в Москве Владимир Путин принял премьер-министра Болгарии Бойко Борисова, который покаялся, что Болгарией под давлением США и Евросоюза были разорваны три масштабных проекта, находившиеся в разной степени готовности: строительство нефтепровода Бургас – Александруполис, АЭС «Белене» и газопровода «Южный поток» по дну Черного моря. Тем самым Болгария нанесла себе колоссальный ущерб, не получив за свою послушность никакой компенсации, поведал Бойко Борисов. Теперь Турция разрешила строительство второй ветки газопровода «Турецкий поток» по своей территории для европейских потребителей. Москва готова продлить газопровод «Турецкий поток» в Болгарию по её просьбе. Россия может также вернуться к проекту строительства атомной электростанции Белене, если будут получены твёрдые гарантии.
Собаки лают, а караван идёт
Но вернёмся к событию, взбудоражившему мир за неделю до Петербургского форума.
Редкая птица долетит до середины Днепра, сказал Гоголь. Редкое издание на Западе восторгалось открытием Крымского моста, добавим мы. Крымский мост – выдающееся достижение России в области инженерии, технологии, инфраструктуры, он имеет огромное экономическое и политическое значение. Такой успех не может не вызывать восхищения. Но реакция Запада была иная, бурная и недовольная, было такое впечатление, что они только что проснулись и увидели грандиозный мост через Керченский пролив, возведённый несмотря на противодействие и санкции. 15 мая первым по Крымскому мосту проехал Президент России Владимир Путин, который за рулём КамАЗа возглавил колонну строительной техники. Уже на другой день по мосту было запущено автомобильное движение – на полгода раньше срока, в первые сутки по нему проехало 20 тысяч машин.
О реакции официального Киева говорить не будем, она ожидаема: «потребовать компенсации за ущерб», «забрать у России Крымский мост, как контрибуцию», «выставить счёт России на миллионы долларов за «убытки» от Крымского моста», «подать иски в международные суды» и прочее, одно предложение нелепее другого. Однако они находят если не поддержку, то явное сочувствие у покровителей на Западе.
«Опять нарушили!» Вашингтон заявил, что Россия снова пытается «укрепить свой незаконный захват и оккупацию Крыма». Лондон осудил Россию за очередное нарушение украинского суверенитета. Евросоюз высказал возмущение фактом «нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины» и «принудительной» интеграции Крыма с Россией и «изоляцией» полуострова от Украины.
Власти США, Великобритании, Евросоюза на словах переживают за крымчан, оказавшихся «в изоляции», проявляют о них заботу. Они ни разу не выразили даже сожаления, когда крымчане оказались в блокаде, им прекратили подачу воды, электроэнергии. Когда взрывали энерголинии. Когда лишили жителей полуострова железнодорожного и авиасообщения. При этом они же запретили въезд жителям Крыма в Евросоюз и США по российским паспортам. Их забота – верх лицемерия.
В американском еженедельнике была опубликована статья, содержащая призывы разбомбить Крымский мост – прямой призыв к терроризму. В ответ на голоса возмущения госдеп США ответил, что такова свобода слова в Америке. Какова там свобода, мы знаем хотя бы по отношению к Russia Today. Американцы, видимо, забыли о событиях в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, забыли о том, как поразила их телевизионная картина ликования по этому поводу на улицах некоторых арабских городов.
Крымский мост строился не для политических выигрышей, а для жителей полуострова, чувствовавших себя оторванными от России, от своей Родины. Он доказал, что крымчане не ошиблись с выбором в 2014 году. В Крыму за четыре российских года сделано в разы больше, чем почти за четверть века в составе Украины, экономический рост по итогам прошлого года превысил 10%. Об этом на весеннем форуме «Крымская весна. Выбираем будущее» заявил глава РК Сергей Аксёнов.
В подтверждение приведём письмо киевлянки Карины Карповой, размещенное в открытом доступе (стиль и орфография автора): «Почему нас ущемляют?!! Я так ждала присоединения Крыма к России, но почему я не могу банально работать в Севастополе и получать свои 50 000, как нормальные белые люди? Русские забили все места с высокой зп, а украинцев теперь ни во что не ставят. То есть, если я из Киева и не переехала в Крым во время референдума, то теперь на мне можно крест ставить?! Я не понимаю… Если Путин так печётся о крымчанах, то и о нас пусть подумает. Русские нахлынули как тараканы, а нам теперь работать негде».
Думается, отчаявшаяся киевлянка адресовала своё возмущение не столько Путину, сколько украинской власти.
Rule, Britannia! Старая песня на новый лад
Как отмечали многие участники Петербургского форума, развитие международного сотрудничества в области финансовых и торговых связей сдерживают отсутствие экономического суверенитета у партнёров, игнорирование международного права, диктат и подавление конкурентов, прежде всего со стороны США.
Почему же Вашингтон, вопреки реальности, добивается сохранения однополярного мира, а точнее, собственной гегемонии, опираясь на поддержку Великобритании и союзников по НАТО, хотя последние испытывают некоторое шатание? Политологи разъясняют нам эти вопросы в бесчисленных телепередачах и публикациях. Постараемся рассудить это с помощью исторических аргументов.
Уинстон Черчилль, выступая 5 марта 1946 г. в Фултоне со своей знаменитой речью, сделал важную оговорку: мир можно сохранить «путём налаживания нормальных отношений и всеобъемлющего взаимопонимания с Россией под эгидой Организации Объединенных Наций». Это была здравая мысль, но Черчилль, назвавший свою речь «Мускулы мира», тут же повернул на 180 градусов, раскрыв свою метафору: «Поддержание таких отношений в течение многих и многих мирных лет должно обеспечиваться не только авторитетом ООН, но и всей мощью США, Великобритании и других англоязычных стран и их союзников».
Детально разъясняя свою идею тесного сотрудничества США и англоязычных стран «во всех областях и сферах – и в воздухе, и на море, и в науке, и в технологии, и в культуре», Черчилль пел старую песню «Правь, Британия!», но уже на новый лад, имея в виду: «Правьте, США и Британия!». Тем самым было положено начало «холодной войне».
За полвека до фултонской речи Черчилля об опасности однополярного мира предупреждал немецкий философ Фридрих Ницше, предвидевший в ХХ веке «эпоху чудовищных войн, крушений, взрывов», что и сбылось. Вот его предостережение: «Наступает время борьбы за господство над земным шаром»… «Мелочность духа, идущая из Англии, представляет нынче для мира великую опасность… Мы нуждаемся в безусловном сближении с Россией и в новой общей программе, которая не допустит в России господства английских трафаретов. Никакого американского будущего!» (Ницше, Сочинения в двух томах, М., 1990, т.1, с.45).
Валентин Вальков.
При подготовке статьи использованы сообщения
ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА REGNUM, фото: forumspb.tassphoto