Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Плюсы и минусы советского образования

7 сентября, 2019 1282 Просмотра
Поделиться

Когда речь заходит об образовании в СССР, в памяти сразу же всплывают пионеры, знаменитая ленинская фраза «Учиться, учиться и ещё раз учиться» и нескромное утверждение, что советское образование было лучшим в мире. В современности этот тезис всё больше подвергается критике, и основная масса историков едины во мнении: он сам по себе некорректен. Образование в Советском Союзе не было какой-то статической системой, его основные принципы подвергались изменению. Имелись сильные стороны, имелись и изъяны.

Чтобы понимать, с какими проблемами в образовательной системе столкнулось советское руководство, надо сделать шаг назад – в Российскую Империю начала XX века, оценив полученное Союзом наследие. В 1897 году грамотность населения РИ составляла 21%. Такими были итоги переписи, и под грамотностью имелось в виду как умение читать и писать, так и умение только читать. Законопроект о всеобщем начальном образовании несколько раз откладывался и не обсуждался, пока в 1912 году Государственный совет окончательно его не отклонил. Стоит добавить к этому, что Российская Империя отставала по уровню образования от большинства европейских стран в среднем на 50-70 лет, находясь в одной лиге с Италией.

Советское образование началось с целенаправленного взращивания личностных качеств ученика, прививания высоких моральных качеств, вырабатывания духа советского патриотизма и получения энциклопедических знаний по изучаемым предметам. Школа была отделена от церкви, образование стало обязательным как для мальчиков, так и для девочек, началась ликвидация ограничений в образовании по национальному признаку. Столь интенсивный подход начал быстро давать плоды. Безграмотность была устранена в полном объёме, образование стало общедоступным. Советские школьники начали занимать высшие места на международных олимпиадах, а что уж говорить о советских Нобелевских лауреатах!

Советское образование брало свой старт ещё в… детском саду! В 1972 году дошкольные учреждения стали настолько важным компонентом дошкольного обучения, что каждый юный советский гражданин был обязан посещать их. Что же касается образования школьного, то в 1932 году оно было поделено на три этапа: оконченные первые четыре класса давали начальное образование, с пятого по седьмой – неполное среднее, десять же оконченных классов считались средним. В 1958 году структура школьного образования изменилась ещё раз: начальными классами стали первые три, средними – с четвертого по восьмой, старшими – девятый и десятый.

Сильной стороной советской системы обучения была выраженная мотивация, подстёгивающая ученика к набору высших баллов. Одинаковые возможности были созданы для каждого из учащихся, независимо от социального положения его родственников. Оценки зарабатывались старанием и упорством, а школьных знаний полноценно хватало для поступления в ВУЗ, без поиска репетиторов. Впрочем, если школьник отставал, то существовало два пути решения. Во-первых, это бесплатные факультативные занятия, которые были общедоступными. Во-вторых, это система шефства, когда более сильный и способный к предмету ученик брался курировать отстающего, не бросая последнего наедине со своими неудачами. Такое сотрудничество шло на пользу обоим: слабый школьник подтягивал свои знания, а сильный получал свой первый преподавательский опыт.

Обучение в ВУЗе поощрялось государством, в том числе и финансово: размер стипендии составлял почти треть средней зарплаты. Обязательное распределение после ВУЗа хоть и воспринималось негативно, но в итоге обеспечивало применение полученных знаний, работу и доход.

Слабых сторон у образовательной системы Советского Союза было меньше, но всё же они были. Знаменитейшая крылатая фраза, которую слышал каждый студент на первых занятиях в ВУЗе – «Забудьте всё, чему вас учили в школе…» – появилась не на пустом месте. Упор, который делался на изучение теории, был несоизмеримо выше, чем применение практических методов. К этой же ложке дёгтя относится фактическое отсутствие иностранных языков в актуальной форме. Языки изучались на основе штампов, и те советские граждане, которым удавалось попасть за границу, быстро осознавали, что их мало кто понимает. В целом доступ к зарубежной научной литературе был ограничен. Ссылаться на исследования зарубежных учёных было не только постыдно, но даже опасно. Этот недостаток свободной информации законсервировал методы обучения. Достаточно болезненным оказалось и постепенное повышение образовательного уровня: вначале это была семилетка, в 1958 году была введена восьмилетка, в 1964 – десятилетка, а с 1984 – одиннадцатилетка. Реформы происходили несколько стихийно и быстро, из-за чего значительное количество учителей не успевали повысить свою квалификацию и понять, что от них требуется.

Современная система образования продолжает свою модернизацию: появляются новые предметы, исчезают устаревшие. Конечно, меняется и сложность: те знания, которые 20 лет назад получали пятиклассники, сейчас получают третьеклассники. При этом отдельного внимания заслуживает система ЕГЭ. Забавно, но плюсы системы, проходя сквозь призму человеческого фактора, становятся её же минусами.

Отсутствие субъективного оценивания – это однозначный плюс ЕГЭ. За годы обучения у педагога складывается определённое мнение о каждом из учеников, на которое влияют знание предмета, ранее полученные оценки и личные качества подопечного. Такой учитель на экзамене рассматривает не сдаваемую работу, а всю совокупность факторов. Если ученик получал низкие оценки, но перед экзаменом подтянул знания, он практически не может рассчитывать на хорошую оценку, «явно же списал». Этим хорош ЕГЭ – работу оценивают преподаватели, которые не знают ученика и никогда его не видели.

Ещё один плюс – непосредственная проверка знаний. ВУЗам нужны студенты, понимающие предмет. Поэтому в ЕГЭ часто можно встретить вопросы, которых нет в учебниках, но на которые ученик легко ответит, если обладает настоящими знаниями, а не просто занимается зубрёжкой. Но этот плюс оказывается также камнем преткновения в сформированной образовательной системе, которая не терпит альтернативных путей. Зачастую ученики сталкиваются с тем, что учителя согласны принимать только работы, сделанные по строго определенной схеме, даже если альтернативное решение также является верным.

Так или иначе, образовательная система не стоит на месте, сменяются поколения. Каким будет обучение через век? Будут ли наши правнуки обучаться пилотировать космический шаттл в начальных классах? Остаётся только гадать.

Анна Обыдёнкина

Поделиться

Читайте также

Частное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №163 ОАО «РЖД»

 Успех — это реализация мечты Любовь к детям и преданность любимом делу — основы дошкольного воспитания

ГАМИЛОВА Мария Геннадьевна
Заведующий частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №163 ОАО «РЖД»
Адрес: г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д. 28, ул. Омская д. 92
Сайт: https://www.