Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Петрова Оксана Валерьевна

7 октября, 2020 1094 Просмотра
Поделиться

Директор КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Адрес: 628284, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Урай, ул. Ленина, д. 9.

«Мы разные, но мы вместе!»

Казалось бы, как это было недавно, и уже, как это было давно. Август 1976 года. Город Урай. Здесь, без малого 45 лет назад, впервые распахнуло двери коррекционное учреждение для детей – школа-интернат № 3. Сегодня это  казённое общеобразовательное учреждение (КОУ) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Тогда, в середине 70-х прошлого столетия в регионе очень остро стоял вопрос с организацией обучения детей с дефектами умственного и физического развития. Поэтому, на протяжении всего 1976 года шла реализация, утверждённых горисполкомом, очень важных и необходимых мероприятий. Среди них – открытие вспомогательной школы в г. Урай на 60 мест с обеспечением её необходимым оборудованием для мастерских, проведение капитального ремонта и перестройки здания школы, организация обучения всех больных детей на дому и находящихся на лечении в медицинском учреждении и многое другое. Не забыли и о преподавателях, для которых на начальном этапе выделили три квартиры.

– А дальше всё завертелось, закрутилось, – рассказывает директор КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Оксана Петрова. – Специальные программы, учебники, их нужно было доставать где-то. Нужно было обучать педагогов взаимодействию с этим очень непростым контингентом ребятишек, постоянно отслеживать динамику развития каждого ребёнка и радоваться даже его незначительному успеху в процессе обучения и воспитания. Школа, как, в общем, и вся отрасль образования, переживала нелёгкие времена.  Менялось руководство, кадры, некоторые уходили уже через две недели, кого-то хватало на месяц. А дети этой непростой категории были тогда, есть сегодня и будут всегда. Только от нашего профессионализма зависит, насколько им дано познать этот мир.

За 44 года своего существования школа-интернат подготовила и выпустила в большую жизнь 443 учащихся. В частности, 26 выпускникам присвоена квалификация по профессии «Столяр строительный» 2-го разряда и 11 выпускницам – по профессии «Швея» 2-го разряда.

В школе-интернате созданы все необходимые условия для качественного образования и комфортного пребывания обучающихся с ОВЗ на основе принципов доступности, открытости, взаимоуважения. Девиз школы «Мы разные, но мы вместе!». Именно такое отношение объединяет ребят с их преподавателями.

– Если на заре существования нашего учреждения, вопрос с преподавательским составом стоял очень остро, то сегодня такой проблемы не существует вовсе, – говорит Оксана Валерьевна. – В школе-интернате работает стабильный, высококвалифицированный коллектив. Педагогов на сегодняшний день 37 человек. Из них высшую категорию имеют 48 % или 18 сотрудников. Звания «Отличник народного просвещения» – три педагога, «Почётный работник общего образования» – четыре специалиста. Обладателями Почётной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации являются четыре наших преподавателя и ещё три имеют звание «Заслуженный работник образования ХМАО – Югры». С 2012 по 2018 год в книгу «Золотой фонд кадров Родины» занесены имена 30 представителей коллектива Урайской школы-интерната.

Все звания, награды, квалификации – не что иное, как надёжный фундамент для работы с этой сложной категорией ребятишек, которые в учреждении обучаются с 6,5-летнего возраста.  Созданы все необходимые условия для поступления детей в подготовительный класс. Но так было не всегда. До 2006 года школа-интернат находилась в подчинении Управления образования города Урай. Однако бюджетное финансирование происходило по принципу «продвинутости» школы, качества образования в них, успешности учеников. Со школой-интернатом для обучающихся с ОВЗ дела обстояли иначе. Ситуация с данной категорией детей замалчивалась, отношение к ним было, мягко говоря, нетерпимым со стороны общества. Но, справедливости ради, надо сказать, что за последние десять лет многое заметно улучшилось. Развитие науки и медицины в сфере изучения головного мозга человека дало серьёзный толчок педагогическому сообществу. Появилось много новых передовых технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, стали изучаться методы и приёмы взаимодействия с «особыми» детьми, учитываться их психофизиологические возможности. Как следствие, стали развиваться различные программы, которые позволяют посредством участия в них привлекать дополнительные средства на образовательный процесс.  С 2006 года школа-интернат является подведомственным учреждением Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Имея статус казённого, своими бюджетными обязательствами оно отвечает перед своим учредителем.

– У нас говорят: Югра своих не бросает, поэтому на сегодня для материально-технического обеспечения образовательного процесса, постоянного совершенствования педагогического мастерства коллектива учителей, воспитателей и всех специалистов, финансов вполне достаточно, – говорит Оксана Петрова. – Благодаря  планомерному ведению финансово-хозяйственной деятельности, участию в реализации федерального проекта «Современная школа» и в региональной программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2024 года», а также в программе «Доступная среда», удаётся добиваться успехов в деле образования детей и повышению качества специального образования.

Красноречивым свидетельством тому являются многочисленные награды школе-интернату, её преподавателям и воспитанникам, полученные совсем недавно. Один из показательных примеров – участие Урайской школы-интерната в ключевом педагогическом событии – II Всероссийском педагогическом съезде «Моя страна». Результат – Диплом лауреата Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2020» в номинации «Лидер в создании комфортной образовательной среды – 2020». Годом раньше школа-интернат также вошла в список лауреатов Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2019», но теперь в номинации «Лучшая школа-интернат – 2019». В 2017 году учреждению был вручён Диплом Лауреата Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига Лидеров – 2017», а Оксана Валерьевна Петрова награждена Почётным знаком «Эффективный руководитель – 2017». Помимо всероссийских конкурсов, учащиеся школы неоднократно побеждали в окружных, городских соревнованиях и спартакиадах.

– В школе-интернате сложились свои традиции, которые находят отражение в инновациях, – отмечает Оксана Петрова. – Педагоги по своей природе – люди творческие, поэтому им нужна только идея, а дальше можно рядовой педсовет превратить в неординарное событие. Отправиться, скажем, на поезде или самолёте на поиск новых путей решения педагогических задач на основе технологий SWOT- и PEST- анализа. Или с помощью народных сказок освоить технику коучинга – метода тренировки, в процессе которой человек, называющийся «коуч», что по-русски – тренер, помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Можно скучный мониторинг образовательного процесса превратить в исследование подводного царства. Я говорю о нестандартных формах проведения педагогических советов, в которых каждому члену нашего коллектива отводится очень ответственная и значимая роль. У нас нет и быть не может людей случайных, поскольку дети в учреждении особые. Каждый день, встречаясь с ними, мы отдаём ребятишкам частицу себя, своей души, зная о том, что мгновенных результатов не будет. Их надо ждать, работать и снова ждать, не растеряв при этом то, что имеем. Готовясь к очередному юбилею школы-интерната, к его 45-летию, который будет отмечаться в августе 2021 года, мы стремимся помочь детишкам с особыми образовательными потребностями покорять новые вершины. Мы чётко видим ориентиры образования, и, поэтому очень многое ещё предстоит сделать. Ведь мы, хоть и разные, но мы вместе!

Валерий Будумян

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр