Петрова Оксана Валерьевна
Директор КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Адрес: 628284, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Урай, ул. Ленина, д. 9.
«Мы разные, но мы вместе!»
Казалось бы, как это было недавно, и уже, как это было давно. Август 1976 года. Город Урай. Здесь, без малого 45 лет назад, впервые распахнуло двери коррекционное учреждение для детей – школа-интернат № 3. Сегодня это казённое общеобразовательное учреждение (КОУ) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Тогда, в середине 70-х прошлого столетия в регионе очень остро стоял вопрос с организацией обучения детей с дефектами умственного и физического развития. Поэтому, на протяжении всего 1976 года шла реализация, утверждённых горисполкомом, очень важных и необходимых мероприятий. Среди них – открытие вспомогательной школы в г. Урай на 60 мест с обеспечением её необходимым оборудованием для мастерских, проведение капитального ремонта и перестройки здания школы, организация обучения всех больных детей на дому и находящихся на лечении в медицинском учреждении и многое другое. Не забыли и о преподавателях, для которых на начальном этапе выделили три квартиры.
– А дальше всё завертелось, закрутилось, – рассказывает директор КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Оксана Петрова. – Специальные программы, учебники, их нужно было доставать где-то. Нужно было обучать педагогов взаимодействию с этим очень непростым контингентом ребятишек, постоянно отслеживать динамику развития каждого ребёнка и радоваться даже его незначительному успеху в процессе обучения и воспитания. Школа, как, в общем, и вся отрасль образования, переживала нелёгкие времена. Менялось руководство, кадры, некоторые уходили уже через две недели, кого-то хватало на месяц. А дети этой непростой категории были тогда, есть сегодня и будут всегда. Только от нашего профессионализма зависит, насколько им дано познать этот мир.
За 44 года своего существования школа-интернат подготовила и выпустила в большую жизнь 443 учащихся. В частности, 26 выпускникам присвоена квалификация по профессии «Столяр строительный» 2-го разряда и 11 выпускницам – по профессии «Швея» 2-го разряда.
В школе-интернате созданы все необходимые условия для качественного образования и комфортного пребывания обучающихся с ОВЗ на основе принципов доступности, открытости, взаимоуважения. Девиз школы «Мы разные, но мы вместе!». Именно такое отношение объединяет ребят с их преподавателями.
– Если на заре существования нашего учреждения, вопрос с преподавательским составом стоял очень остро, то сегодня такой проблемы не существует вовсе, – говорит Оксана Валерьевна. – В школе-интернате работает стабильный, высококвалифицированный коллектив. Педагогов на сегодняшний день 37 человек. Из них высшую категорию имеют 48 % или 18 сотрудников. Звания «Отличник народного просвещения» – три педагога, «Почётный работник общего образования» – четыре специалиста. Обладателями Почётной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации являются четыре наших преподавателя и ещё три имеют звание «Заслуженный работник образования ХМАО – Югры». С 2012 по 2018 год в книгу «Золотой фонд кадров Родины» занесены имена 30 представителей коллектива Урайской школы-интерната.
Все звания, награды, квалификации – не что иное, как надёжный фундамент для работы с этой сложной категорией ребятишек, которые в учреждении обучаются с 6,5-летнего возраста. Созданы все необходимые условия для поступления детей в подготовительный класс. Но так было не всегда. До 2006 года школа-интернат находилась в подчинении Управления образования города Урай. Однако бюджетное финансирование происходило по принципу «продвинутости» школы, качества образования в них, успешности учеников. Со школой-интернатом для обучающихся с ОВЗ дела обстояли иначе. Ситуация с данной категорией детей замалчивалась, отношение к ним было, мягко говоря, нетерпимым со стороны общества. Но, справедливости ради, надо сказать, что за последние десять лет многое заметно улучшилось. Развитие науки и медицины в сфере изучения головного мозга человека дало серьёзный толчок педагогическому сообществу. Появилось много новых передовых технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, стали изучаться методы и приёмы взаимодействия с «особыми» детьми, учитываться их психофизиологические возможности. Как следствие, стали развиваться различные программы, которые позволяют посредством участия в них привлекать дополнительные средства на образовательный процесс. С 2006 года школа-интернат является подведомственным учреждением Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Имея статус казённого, своими бюджетными обязательствами оно отвечает перед своим учредителем.
– У нас говорят: Югра своих не бросает, поэтому на сегодня для материально-технического обеспечения образовательного процесса, постоянного совершенствования педагогического мастерства коллектива учителей, воспитателей и всех специалистов, финансов вполне достаточно, – говорит Оксана Петрова. – Благодаря планомерному ведению финансово-хозяйственной деятельности, участию в реализации федерального проекта «Современная школа» и в региональной программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2024 года», а также в программе «Доступная среда», удаётся добиваться успехов в деле образования детей и повышению качества специального образования.
Красноречивым свидетельством тому являются многочисленные награды школе-интернату, её преподавателям и воспитанникам, полученные совсем недавно. Один из показательных примеров – участие Урайской школы-интерната в ключевом педагогическом событии – II Всероссийском педагогическом съезде «Моя страна». Результат – Диплом лауреата Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2020» в номинации «Лидер в создании комфортной образовательной среды – 2020». Годом раньше школа-интернат также вошла в список лауреатов Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2019», но теперь в номинации «Лучшая школа-интернат – 2019». В 2017 году учреждению был вручён Диплом Лауреата Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига Лидеров – 2017», а Оксана Валерьевна Петрова награждена Почётным знаком «Эффективный руководитель – 2017». Помимо всероссийских конкурсов, учащиеся школы неоднократно побеждали в окружных, городских соревнованиях и спартакиадах.
– В школе-интернате сложились свои традиции, которые находят отражение в инновациях, – отмечает Оксана Петрова. – Педагоги по своей природе – люди творческие, поэтому им нужна только идея, а дальше можно рядовой педсовет превратить в неординарное событие. Отправиться, скажем, на поезде или самолёте на поиск новых путей решения педагогических задач на основе технологий SWOT- и PEST- анализа. Или с помощью народных сказок освоить технику коучинга – метода тренировки, в процессе которой человек, называющийся «коуч», что по-русски – тренер, помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Можно скучный мониторинг образовательного процесса превратить в исследование подводного царства. Я говорю о нестандартных формах проведения педагогических советов, в которых каждому члену нашего коллектива отводится очень ответственная и значимая роль. У нас нет и быть не может людей случайных, поскольку дети в учреждении особые. Каждый день, встречаясь с ними, мы отдаём ребятишкам частицу себя, своей души, зная о том, что мгновенных результатов не будет. Их надо ждать, работать и снова ждать, не растеряв при этом то, что имеем. Готовясь к очередному юбилею школы-интерната, к его 45-летию, который будет отмечаться в августе 2021 года, мы стремимся помочь детишкам с особыми образовательными потребностями покорять новые вершины. Мы чётко видим ориентиры образования, и, поэтому очень многое ещё предстоит сделать. Ведь мы, хоть и разные, но мы вместе!
Валерий Будумян