Королюк Елена Викторовна
Заведующий МАДОУ комбинированного вида «Детский сад № 4»
Адрес: 140093, Московская обл., Дзержинский, ул. Лесная, д. 14 а.
Сайт: doukv—ds4.edumsko.ru
«Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно!»
Фраза, вынесенная в заголовок, украшает стенд Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад №4», расположенного в городе Дзержинский Московской области. На стенде – более 30 фотографий представителей коллектива учреждения. Все они уже много лет верой и правдой служат самому главному на свете – детям.
Образовано учреждение 31 октября 1979 года. Соответственно, 31 октября 2019 года МАДОУ КВ «Детский сад №4» отметило свой 40-летний юбилей. Без малого 10 лет из этого исторического периода руководителем учреждения является Елена Королюк. Выпускница двух образовательных учреждений – педагогического колледжа и профильного ВУЗа, Елена Викторовна, став методистом по дошкольному воспитанию и практическим психологом, сначала проработала пять лет в школе, в которой сама и училась, а затем пришла в Детский сад №4. На начало июля 2020 года стаж Елены Королюк в области образования составлял без малого 26 лет.
– Елена Викторовна, вы счастливый человек?
– Думаю, да, поскольку без этого ощущения я бы так долго не смогла работать в атмосфере, где находятся самые изумительные жители нашей планеты. Я, собственно, в самом начале своего трудового пути душой и сердцем поняла, что это моё, мне в этой профессии будет уютно, комфортно. Но одних чувств мало. Чтобы помочь детишкам полноценно развиваться, взрослеть, нужно развиваться самой. При нашем темпе жизни, порой, чувствуется, что необходимо расширение кругозора. Думаю даже о том, чтобы получить второе высшее образование.
– Очень позитивный взгляд в будущее. Но, для его реализации нужно иметь надёжный фундамент сегодня. Судя по вашим достижениям, надо полагать, он есть и у вас лично, и у учреждения.
– Началось с того, что в 2012 году изменился Закон об образовании, согласно которому, нам было предписано вступить в новую фазу развития. Впервые за много лет ступень дошкольного образования стала первой в образовательном процессе. До изменений в законодательстве образовательный процесс начинался с начальной школы. Когда же ситуация изменилась, к нам начали предъявляться более серьёзные требования. Изменились и требования к программе, по которой осуществлялась образовательная деятельность в дошкольных учреждениях. Если раньше программа была строго регламентирована, то есть к школе ребёнок должен был иметь определённые навыки, несмотря ни на его возможности и способности, ни на уровень развития, то теперь образование повернулось к каждому конкретному ребёнку лицом. Закон дал возможность нам самим разрабатывать программу развития для каждой категории детей, входящих в соответствующую группу. А профессионализм наших педагогов, ведущих эти группы, позволяет разрабатывать программы, включая в них дополнительные направления, скажем, по рисованию или по математике.
– Какие группы сегодня функционируют в детском саду?
– Общеобразовательного направления, группы компенсирующей направленности для ребятишек с особенностями развития здоровья. В частности, с нарушением речи, с задержкой психического развития, есть детки с инвалидностью. Естественно, для занятий с ними требуются особые навыки, нестандартные подходы. Но, если, к примеру, для детей с нарушением зрения мы условия создать можем, то для ребёнка-колясочника требуется более серьёзное финансирование, которого пока нет, но которое, мы надеемся, в скором времени будет изыскано.
– То есть, процесс развития детского сада идёт.
– Конечно. Нам удалось изменить предметно-развивающую среду, что позволяет менять процесс организации занятий. Сегодня по новому федеральному стандарту среда должна быть более мобильной, иметь способность перестраиваться. Скажем, нужно построить корабль. Ребятишки вместе с воспитателем используют подсобный материал, конструируют этот кораблик и, фигурально выражаясь, идут в плавание. Форма занятий поменялась, она приобрела форму непрерывно образовательной деятельности. Придя в детский сад, ребёнок может с утра получить от воспитателя какую-то тему для размышления. Преподаватель не рассказывает ребёнку, к примеру, про осень, а предлагает порассуждать, что они заметили нового на улице, как изменилась погода. Можно начать занятие в уголке природы, менять погодные условия: организовать подобие ветра, дождя. Потом перейти в другую часть группы. Таким образом, в течение всего занятия ребёнок может развиваться в разных направлениях. А, освоив теоретическую часть, может что-то нарисовать или сконструировать из бумаги.
– Надо полагать, что именно такой подход к деятельности и является предметом многокомпонентного анализа, на базе которого удаётся представлять детский сад на достойном уровне?
– Исходя из заключений различных конкурсных жюри, да. Смотры-конкурсы проходят из года в год, и, думаю, вряд ли в подведении итогов принимают участие одни и те же эксперты. Отсюда вывод: детский сад наш достоин такого рода поощрений, как, к примеру, победителя Всероссийского смотра-конкурса образовательных учреждений «Достижения образования», проходившего в 2019 году.
– А, как же вы? У вас же есть собственные персональные награды?
– Есть. Но эти награды не столько мои, сколько всего нашего коллектива. Любого руководителя создаёт коллектив. А, если при этом в нём возрастная категория педагогов разная, то это только на пользу и руководителю, и всем его коллегам. В штате коллектива примерно 30% – это сотрудники до 40 лет, основной костяк – 50 лет и наши корифеи в возрасте 60 лет и старше. Много талантливых людей. И, что очень важно, это интеграция всех возрастных категорий. Молодёжь стремится помогать корифеям в плане IT-технологий, а люди с большим жизненным опытом дают советы молодым преподавателям, как нужно относиться к ребёнку. К сожалению, в институте об этом сегодня никто не говорит, нет таких дисциплин.
– И всё же, Елена Викторовна, не скромничайте, среди многих ваших личных наград, есть одна, которую вы получили уже в 2020 году. Мало того, список награждённых, где значится ваша фамилия, был отправлен Президенту России.
– Есть такая – победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучший руководитель РФ». Конкурс проходил с 27 мая 2019 года по 10 февраля 2020 года. И опять же – это заслуга всего коллектива.
Помимо всероссийских конкурсов, мы активно участвуем и побеждаем в конкурсах регионального значения. К примеру, конкурс «Молодой воспитатель». В нём участвуют специалисты, имеющие стаж работы в педагогической отрасли до трёх лет. И вот, мой заместитель Наталья Владимировна Орлова три года назад стала победителем этого конкурса. Сейчас она получает высшее образование. Это один из многих примеров, которые имели и имеют место в нашем педагогическом коллективе. Его штатная численность сегодня – 40 человек. Из них 17 педагогов. Есть у нас инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учителя-логопеды. Детей в детском саду 186. Из них с ОВЗ – 35 и распределены они по двум группам. Мы, кстати, тесно взаимодействуем со школой, где для таких ребятишек есть адаптивная программа, поскольку нормативы общеобразовательной школы им не подходят.
– К вопросу о школе. Есть программа «От рождения до школы». Разработана она на основе стандарта дошкольного образования и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях. Вы эту программу используете?
– Вообще существует семь комплексных программ, из которых можно выбрать любую. Одна из них – программа «От рождения до школы». Она была подготовлена на основе другой программы, созданной в 1961 году под редакцией Маргариты Васильевой. Сейчас эта программа, продолжая оставаться основой, модернизируется. Появились такие программы, как «Истоки», «Золотой ключик» и другие. К основной программе могут подгружаться парциальные. Правда, чтобы работать с ними, необходимо пройти соответствующий обучающий курс. Сложность для педагогов состоит в правильности поиска своего направления в работе. Проверить это можно через участие в конкурсах. В результате должен получиться специалист-исполнитель. Он должен оказаться внутри этой деятельности, стать её организатором, стать компаньоном ребёнка.
Очень важным является и тандем: воспитатель – ребёнок – родитель. Но родитель, подчас, выпадает из этой цепочки в силу своей загруженности на работе. В итоге, приведя ребёнка в сад, он фактически полностью отдаёт малыша на попечение воспитателя. В первой половине дня мы обучаем ребёнка по основной образовательной программе, во второй половине дня организуем для ребёнка разного рода кружки, так называемое, дополнительное образование, и родитель вечером забирает, что называется, готового ребёнка домой. Поэтому и очень много запросов по дополнительным занятиям.
– Но тогда у вашего учреждения должна быть крепкая материально-техническая база?
– Согласна. Мы постоянно к этому стремимся. За счёт тех же платных услуг. Они не дорогие, тем не менее, дают возможность приобретать необходимое оборудование. Сейчас, к примеру, у нас функционирует хореографическая группа. Дважды в год юные артисты выступают в Москве, где проводятся конкурсы с представителями из разных городов Московской области. Кроме того, есть у нас футбольная секция. Как правило, с малышами 4-5 лет заниматься никто не хочет, но мы нашли тренера, который приезжает к нам, и готовит футболистов из этой возрастной категории.
Таким образом, за счёт предоставления довольно широкого спектра услуг, нам удаётся сохранить свой контингент, а с ним и бюджетное финансирование, что является весьма ощутимым. Нам выгодно. Если наш детский сад рассчитан на 145 детей, то благодаря государственной помощи у нас сегодня, как уже было отмечено, 186 ребятишек. И это хороший стимул для дальнейшего расширения и модернизации детского сада. Мы конкурентоспособны!
Валерий Будумян