Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

«Зеленомобиль» – покоритель миль?

7 сентября, 2019 1039 Просмотров
Поделиться

Подводя итоги прошедших в Москве, в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» международных выставки и форума «Возобновляемая энергетика и электротранспорт – RENWEX 2019», можно уверенно сказать, что все представленные здесь проекты нашли своих заинтересованных лиц. Очень важно и то, что одновременно с демонстрацией передовых технологий и оборудования, организаторам мероприятия удалось организовать высокоэффективную коммуникационную площадку для обсуждения и решения актуальных вопросов отрасли в диалоге бизнеса, органов власти и общества.

Помимо экспозиции, в которой было представлено передовое оборудование и технологии 63 компаний из 9 стран, была организована и актуальная деловая программа. Одной из её тем стала пленарная дискуссия «Электромобили и новая энергетическая инфраструктура». И, как следовало из высказываний практически каждого её участника, России сегодня на мировой электромобильной диаграмме не видно, к сожалению. А всё потому, что к этим вопросам у нас до недавнего времени никто не относился всерьёз. Это и привело к тому, что мы не заметили наступление поистине революционных изменений, связанных с «озеленением» мировой энергетики в целом и массовым отказом от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Сравниться с этим процессом по своему масштабу может, пожалуй, только переход от угля к нефти в начале XX века.

Регулярно проводимые исследования свидетельствуют о том, что у электротранспорта большое будущее, хотя достичь его будет непросто, поскольку необходимо преодолеть целый ряд проблем, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Как подчеркнул Максим Нечаев, директор по консалтингу компании IHS Markit в России, доля электромобилей и на чистых электродвигателях, и на гибридных всё ещё незначительна по отношению к автомобилям с ДВС. Одна из главных причин – высокая цена двигателя на электротяге, а значит, всего электромобиля в целом. Сюда же можно отнести опасения потенциальных покупателей, связанные с дистанцией пробега на одной зарядке, необходимостью более тщательного обслуживания электромобилей и высокой стоимостью ремонта.

Тем временем на уровне правительств ряда стран уже действуют директивные документы, которые, во-первых, стимулируют развитие электротранспорта, а во-вторых, делают стоимость владения транспорта, работающего на ДВС, более дорогой. Методы здесь разные: от повышения акцизов на топливо, до ряда преференций, предоставляемых владельцам электромобилей. В частности, прямых субсидии, бесплатных парковок и доступа к инфраструктуре.

В тех странах, где в общем парке доля электромобилей весьма существенная, а это Дания, Голландия, Норвегия, залогом успеха как раз и является государственная поддержка. Кстати, именно в Норвегии продажи чистых электромобилей и электромобилей на гибридных двигателях в этом году уже превысили объём продаж автомобилей на ДВС. Добиться таких результатов удалось за счёт стимулирования интересов конечных пользователей электромобилей в виде прямых субсидий в размере 30-40 % от продажной стоимости электромобиля. Нечто подобное для более интенсивного распространения электромобилей хорошо было бы организовать и в России. Кстати, один из проектов развития рынка машин на электротяге и удовлетворения желания населения страны купить доступный электромобиль предлагает проект «EV». Он представляет собой совокупность факторов, необходимых для беспрепятственного развития электротранспорта, в частности, электромобилей. В их числе разработка и практическая реализация модели массового перехода на электротягу, создание инфраструктурной сети зарядных станций и СТО, перевод автопарка конкретной организации на электромобиль и создание  там собственной сети ЭЗС.

Обращаясь к участникам пленарной дискуссии, руководитель проекта Игорь Матвеев предложил на начальном этапе объединить усилия, связанные с массовым ввозом электромобилей в Россию. Естественно, стоимость таких машин по сравнению с автомобилями с ДВС заметно выше. Но ведь можно рассматривать разные варианты. Как пример, Голландия, для которой электромобили-такси закупаются беспошлинно. Зато для России, чтобы купить сравнительно дешёвый вариант, каким является 100 %-но электрический «Nissan Leaf», нужно заплатить ввозную пошлину в размере 38%. Вот и получается, что стоящий сегодня 3 млн рублей ниссановский «зеленомобиль», мог бы стоить не многим более 2 млн, если бы не такая убойная ввозная пошлина. Кстати, б/у «Nissan Leaf» может стоить и вовсе 500 тыс. рублей. Это вполне окупаемая марка, если через 2-3 года в стране будет создана необходимая инфраструктура.

Впрочем, есть и другая сторона медали, и касается она запаса хода электромобиля. Существует мнение, что машина на электротяге – это всего лишь 250-350 км хода на одной зарядке, и стоит только выехать за пределы города, машина уже через час-полтора перестает работать. Поэтому пока что электромобиль рассматривается, как средство перемещения внутри населенного пункта. Но и здесь есть своя сторона: экология, где преимущественно одни плюсы. Особенно в рамках мегаполиса, так как, к примеру, в Москве 90 % выхлопных газов идут от автомобильного транспорта, работающего на ДВС.

Интересные примеры по поводу выгод, которые сулят электромобили их владельцам, привели и несколько гостей встречи. К примеру, опять же в Москве ценник на городских парковках, по выражению одного из них, может «взбудоражить сознание автолюбителя»: электромобиль паркуется на городских парковках бесплатно. Другой участник встречи, житель Подмосковья отметил, что имеет возможность в течение 8-10 часов заряжаться от домашней розетки. Заряда аккумулятора хватает на весь день поездок и иногда даже остаётся. Расходы же не превышают 50 рублей в день.

Дискуссию по вопросу запаса хода электромобиля продолжил представитель АО «Mercedes-Benz Russia» Иван Бутенко. Он рассказал, что гибридные электромобили компания предлагает уже давно, но полностью машину на электротяге планирует выпустить в 2020 году. Совсем недавно опытный экземпляр был представлен в рамках Петербургского международного экономического форума.

Ну и конечно же, животрепещущим на сессии стал вопрос о зарядных станциях, их количества и заправки батарей «зеленомобилей» вне этих заправочных станций. Мировым лидером в этом направлении является Китай, где сегодня заправочных станций для машин с электротягой более 370 тыс. штук. За Китаем остаётся и крупнейший рынок самих электромобилей. Здесь в 2018 году прирост их составил 1 млн 256 тыс. единиц. На втором месте с годовым объёмом продаж идёт США – 361,3 тыс. единиц. На третьем месте всё та же Норвегия, где в прошлом году новую регистрацию прошло 86,3 тыс. «зеленомобилей». Кстати, именно Норвегия прошла 30-летний путь от момента появления там первого маленького электромобиля. За это время успело вырасти целое поколение, что называется, в «зеленом сознании». И сегодня они приобретают электромобили не столько, потому что это выгодно, сколько, потому что не хотят вредить окружающей среде. Плюс, конечно, государственная поддержка. Именно в Норвегии с 2025 года будет полностью запрещена покупка машин с двигателями внутреннего сгорания.

Что касается России, то сегодня парк зарядных станций насчитывает здесь всего 500 штук. Мало того, большинство из них не работает. А «зеленомобилей», считающих у нас свои мили, на 1 января 2019 года было всего 3570! Надо исправлять положение. Примеров, как это сделать, много, и они вполне могут быть использованы на нашем рынке.

Валерий Будумян

фото автора

Поделиться

Читайте также

Николаев Юрий Александрович

Советский и российский телеведущий
Народный артист Российской Федерации
Член Союза журналистов Российской Федерации
Дважды лауреат премии Союза журналистов России
Член Академии Российского телевидени

ЧЕЛОВЕК НЕУЁМНОЙ ДУШИ И НЕУСПОКОЕННОСТИ

Фаина Николаевна Зименкова — педагог, журналист, поэт, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН), член Российского и Международного союз

Есть запас прочности, чтобы идти вперёд

Дядя Сэм: «Голливуд вам запрещаю, уран ваш покупаю»
Старинная мудрость: никогда не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мы в этом убеждаемся уже не первый год.

Шадрина Ольга Владимировна

Директор ЧОУ НОШ «Счастливое детство»
Член Общественной палаты Краснодарского края
Руководитель Региональной экспертной группы «Национальная социальная инициатива» при АСИ
Председатель комитета по обр