Допул Урана Павловна
Главный специалист по обеспечению деятельности Кызылского городского местного отделения Тувинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»
Тувинские народные игры
в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Тувинский народ за свою историю накопил колоссальное культурно-педагогическое наследие. Это и фольклорная педагогика, в которой есть педагогические миниатюры-загадки, пословицы и поговорки; и колыбельная педагогика, и героические сказания, в которых представлен совокупный идеал совершенного человека; и этикет, и рунические памятники, несущие уникальную педагогическую информацию; и этническая музыка, как кладезь мироощущения и мировосприятия; и древнейшая народная обрядность с её молениями и ритуалами, и народное прикладное искусство, праздники, национальные виды спорта, игры – всё то, что исторически сохранилось в памяти народа и стало этнопедагогическим сокровищем.
Ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живёт он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что всё взаимосвязано.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создаёт патриотическое мировоззрение.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Особенность тувинских народных игр в том, что они, имея духовно-нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Некоторые трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении начинается с уголка национальной культуры. В группе нужно создавать мини-уголки, где представлены подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети могут увидеть национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
В работе с детьми на занятиях и в кружковой работе, и в свободной деятельности важно широко использовать неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве, т. е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
Самое главное – целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание и к другим народам.
В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому включение различных видов игр, в том числе и тувинских национальных, особенно важно в этот возрастной период как для умственного и физического развития, так и для воспитания духовно-нравственных ценностей ребёнка.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В тувинских народных играх – мудрость народа. В них ярко выражены особенности характера тувинского народа: честность, справедливость, смелость.
Многие игры основаны на внезапном изменении обстановки, динамичности движений, что требует от участников активности, решительности, творческой выдумки. Во время игр детям приходится чаще вступать в различные взаимоотношения с другими участниками, больше проявлять волевые усилия, организованность и дисциплинированность, уметь бороться за победу своего коллектива. Кроме того, элементы новизны повышают интерес у детей к играм, побуждают к проявлению инициативы, самостоятельности, творчества и самовыражения.
Прежде чем познакомить детей с тувинскими играми, следует провести подготовительную работу: в этой связи целесообразно рассказать о жизни тувинского народа, показать картины, отражающие основные стороны быта, природы, культуры, искусства. Дети с интересом будут слушать тувинские народные сказки. Им захочется играть в те игры, в какие играли герои сказок – честные, смелые и отважные люди.
Проследим, как тувинцы передавали традиционные ценности своим детям на примере детской игры «Сайзанак». Тувинская народная детская игра «Сайзанак» с давних времён являлась наиболее распространённым и популярным развлечением тувинских детей.
«Сайзанак» – это сюжетно-ролевая игра, в которой ярко выражается образ жизни тувинцев, их традиции, обычаи, быт, национальные устои. В этой игре дети берут на себя роль взрослых и в игровой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Дети учатся употреблять устойчивые слова-приветствия принятия гостей, угощения их национальными блюдами – в целом подражают культурным традициям взаимоотношений между представителями рода. При этом дети используют различные предметы, имитирующие настоящие вещи из «взрослого мира», пользуются речевыми шаблонами, установками. В старину использовались кости-бабки, разноцветные камешки, ткани и стеклышки как марионетки. Если на природе дети во время игры «Сайзанак» подбирают камешки, заменяющие игрушки, то в юрте иногда используются самодельные предметы, вырезанные из дерева фигурки домашних животных.
В игре «Сайзанак» есть правила, сюжет, роль и действие. При этом каждая отдельная игра уникальна, ведь правила возникают спонтанно. В эту игру может играть ребёнок один или несколько детей, начиная с года и примерно до двенадцати лет. В старину играли в основном дети-пастухи во время пастьбы мелкого рогатого скота. Из разных камней дети строили миниатюрные изображения аала (селение, двор – в переводе с тувинского. – Прим. ред.), юрты со всеми принадлежностями и скотом. В самом начале дети распределяли роли жителей аала. В этом маленьком житейском мире ребёнок может быть тем, кем захочет. Чаще всего он принимал на себя роль взрослого. Ведь наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком, и будет действовать в игре от его имени, используя те или иные предметы, вступать в разнообразные отношения с другими играющими. Однако к роли дети относятся избирательно, они принимают на себя роли тех взрослых, действия и поступки которых произвели на них наиболее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес.
Примечательно и то, что интерес к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная исполняемая участником роль в развёртываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения – равноправия, подчинения или управления – вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.
По содержанию тувинские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины (вступление, начало, указывающее время, место, имена персонажей), диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату.
Игра служит не только как средство психофизической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности каждого ребёнка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения. Игры с использованием музыки и ритмических движений («Наездники», «Челер-Ой», «Весёлая юрта» …) стимулируют творческий потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений личности.
Игры с выполнением ритмических движений также имеет большое воспитательное значение. Осваивая их, дети не только разучивают движения, но и создают художественный образ, а для этого нужно понимать музыку, найти характер движений, ощутить культуру, национальные особенности пластики танца того или иного народа.
Подходя к игре с педагогической точки зрения, можно констатировать, что игровое обучение направлено на интенсивное формирование и развитие двигательных и творческих способностей у детей. В играх, отражается также экологическое воспитание, где дети любуются красотою и богатством природы, пробуждая уважение к ней. Благодаря развивающим играм, у детей складываются мировоззрение, бережное отношение к флоре и фауне.
В игре происходит передача знания, но не менее важным её смыслом является постижение (приобретение) ценностей, их практическое освоение. Эти ценности формируются в процессе жизни человека в условиях социальной среды, однако игра обладает свойством объединять людей, способствовать развитию у них общих интересов и чувств, единого мироощущения и мировосприятия.
К физическим упражнениям, формирующим эстетические чувства, в первую очередь относятся национальные виды борьбы «Хуреш», конные скачки и «Даш кодурери». Например, в «Хуреше» форма одежды борцов, секундантов сшита из красивого шёлка, украшена национальными узорами и орнаментами. Само богатырское телосложение борцов, рельефные мышцы ног, груди, рук, технические приёмы вызывают восхищение зрителей. Всё это способствует умению видеть красивое, формированию у детей эстетических чувств. Особо надо отметить ритуальный танец борца-хурешиста «Девиг». Во время проведения соревнований по «Хурешу» всегда присуждается специальный приз за красивое исполнение ритуального танца «Девиг» или «Танец орла». Исполнение танца орла вызывает восхищение у зрителей, создаётся впечатление парящего высоко в небо гордого орла, символа древней Тувы.
Традиции народа, его обычаи во все времена были и остаются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания человека. И именно поэтому введение в программу дошкольного обучения новых форм и методов, ориентированных на изучение культуры народа данного региона, местных обычаев, истории, творчества и т. д. – является необходимым для более полного и глубокого развития личности.
У. П. Допул