Показать больше

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
person

Говорова Агафия Илларионовна

19 марта, 2021 1150 Просмотров
Поделиться

Заслуженный учитель республики Саха (Якутия)

Отличник просвещения РФ

Обладатель титула «Учитель-учителей»

Руководитель городского Центра по освоению педагогической технологии КСО

Образование в режиме новой педагогической технологии КСО-ДемСОС

«Сегодня мы реально делаем то,

о чём завтра многие начнут задумываться»

(В. К. Дьяченко)

Работа по пропаганде и внедрению инновационных образовательных технологий (коллективного способа обучения – КСО) была начата в республике более 20 лет назад. С введением ФГОС интерес к ним возрос, так как они наилучшим образом сочетают в себе функции обучения и воспитания с учётом этнических особенностей субъектов образования.

В июне 2014 года Министерство образования РС (Я) создало Временный творческий коллектив (ВТК) по разработке и внедрению этнокультурных образовательных технологий для реализации ФГОС общего образования. Инициатором проекта по внедрению КСО является Семёнова Александра Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор-наставник, ведущий специалист учебно-научной лаборатории этнокультурного образования пединститута СВФУ. В творческий коллектив вошли ведущие учителя, передовые педагоги республики, идейные носители технологии КСО: Говорова Агафья Илларионовна, Будищева Наталья Николаевна, к.п.н., учитель математики, зам. директора СОШ №33 г. Якутска; Новгородова Антонина Иннокентьевна, к.п.н., доцент ИРОиПК и многие другие учителя, применяющие КСО.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что КСО – эффективная и многомерная образовательная технология. Она не только выжила, но в разные годы продолжала практиковаться под разными названиями, что доказывает её многомерность и универсальность.

Цели обучения в современной школе, направленные на развитие личности каждого ребёнка, настоятельно требуют максимального включения каждого ученика в учебный процесс, внедрения новых результативных методик и технологий в практику работы каждого учителя. Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе сформулировали качественно новые требования к организации обучающей деятельности учителя и учебной деятельности школьника на уроке.  Основой их является взаимопонимание, доверие, сотрудничество, сотворчество при активной позиции ребёнка в процессе обучения и развития. Именно такие возможности даёт педагогическая технология «Коллективный способ обучения, демократическая система обучения по способностям» (КСО-ДемСОС), автором и разработчиком которой является В. К. Дьяченко.

Практика работы экспериментальных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и других городов России, ряда школ нашей республики и отдельных учителей показала, что технология КСО-ДемСОС предполагает максимальную направленность всех педагогических механизмов на достижение высоких учебно-воспитательных результатов при обычных физических и временных затратах, кроме того, технология даёт широкие возможности для интеллектуального развития школьников и профессионального совершенствования учителя в процессе учебного взаимодействия.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В 2003 г. была открыта Авторская школа новой педагогической технологии КСО-ДемСОС под руководством Говоровой Агафии Илларионовны. В период становления школы особо были выделены и проработаны два аспекта:

  • Создание коллектива учителей-единомышленников, объединённых единой идеей, людей творческих. Особым образом организованная профессиональная среда позволяет каждому учителю повышать свой методологический, методический, профессиональный уровень.
  • Формирование педагогической среды, в центре которой ребёнок такой, какой он есть, со всеми своими проблемами, недостатками и большим потенциалом, на раскрытие которого направлены усилия всех работников школы.

Отмечая ещё раз возможности технологии КСО-ДемСОС, необходимо подчеркнуть взаимодействие школьного врача, психолога, логопеда с каждым учителем и классным руководителем.  Эти специалисты индивидуально работают не только с каждым ребёнком, но и с семьями. И родители оказывают большую помощь и поддержку школе.

Реализовать все цели, поставленные перед коллективом Авторской школы, только внутренними ресурсами было крайне сложно. Руководство школы сотрудничала с Центром развития образования, Лабораторией методологии Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Результатом этого сотрудничества стала программа по апробации и внедрению технологии КСО-ДемСОС; школе был выдан сертификат автора-разработчика технологии В. К. Дьяченко, дающий право на осуществление трансформирования, транслирования и тиражирования авторских идей, на открытие базовых инновационных площадок по формированию новой образовательной практики.

Сегодня в структуре требований «Федеральные государственные образовательные стандарты» (ФГОС) особо актуальными становятся вопросы формирования не только предметных, но и метапредметных компетенций, как важных составляющих нового образовательного результата. В современном быстро меняющемся мире система образования должна давать не столько так называемые ЗУНы (Знания, Умения, Навыки), сколько формировать такие новые качества выпускника как мобильность, инициативность, гибкость, толерантность, динамизм, конструктивность и т. д. Все эти умения, которые помогают человеку ориентироваться в разных ситуациях жизни, достигая поставленных целей, и обозначены термином метапредметные или ключевые компетенции. Особо важными являются такие компетенции, как коммуникативная и информационная, т. к. человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией и выстраивает коммуникации различного уровня. И именно методики технологии КСО-ДемСОС: методика А. Г. Ривина, методики ВПТ, ВОЗ, работы по ВП и другие дают конкретные результаты по формированию у школьников выше указанных компетенций, а через них выход на всестороннее личностное развитие ребёнка.

В школе был создан уникальный практический опыт адаптации идей технологии КСО-ДемСОС. Теоретический и эмпирический материал, накопленный за эти годы, необходимо проанализировать, осмыслить и систематизировать. Отмечая свои успехи и достижения, учителя Авторской школы реально отмечают проблемы, ищут пути их решения, несмотря на все трудности, видят перспективы и понимают, что эта технология помогает учителю в решении многих проблем и работает прежде всего для ребёнка.

В течении 15 лет в школе реализовывались проекты: «Школа будущего» (2007 г.), «Технология надпредметных программ «Знаю сам, научу другого» (2010 г.), «Ребёнок в культуре, культура в ребёнке» (2011 г.). По итогам работы школы выпущены книги «Дорогой творчества и дружбы» (2012 г.), «Саха –Якутская технология коллективного способа обучения» (2020 г.), сборники статей «5 лет радости в школе Демсос» (2008 г.), «Опыт работы Авторской школы по реализации технологии КСО-ДемСОС» (2018 г.).

Учителя принимали участие в городских, республиканских, всероссийских конференциях в Москве, Красноярске, Санкт-Петербурге и других городах, проводили практико-ориентированные курсы повышения квалификации для учителей республики совместно с ИРОИПК «Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию требований ФГОС в современной школе через КСО-ДемСОС — ТКВО».

А. И. Говорова: «Я уверена, что за КСО наш завтрашний день. Это веление времени. Это потребность общества. Но и сегодня есть ситуации, где без идей КСО не обойдёшься. Уже выходят учебники по стандартам, где есть задания по четырём формам обучения. В Красноярске двенадцатый раз проводится научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования», где поставлен вопрос о технологическом решении проблем качества образования. Вселяет надежду оптимизм, когда известные российские учёные-дидакты сходятся в одном: КСО – это будущее в практике образования в смысле способа организации обучения, а вот концептуальное решение может быть разным. Это уже место для творчества, для разработки разных моделей реализации технологии».

Поделиться

Читайте также

Неравнодушие и неустанный труд — для врача главное В юбилейный год коллектив ОГБУЗ «Осинская районная больница» Иркутской области раскрывает свой секрет успеха.

ПЕРАНОВА
Галина Родионовна
Главный врач ОГБУЗ «Осинская районная больница»
Член Ассоциации медицинских и фармацевтических работников Иркутской области
Адрес: Иркутская область, Осинский район, с.