Все спектры «Радуги»
Дорохова Наталья Михайловна
Заведующий МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №47 «Радуга»
Почётный работник общего образования РФ.
Награждена знаком отличия «Князь Серпуховский Владимир Храбрый», Почётными грамотами министерства образования Московской области, Главы города, комитета по образованию, Совета депутатов, Благодарственным письмом от президента Союза женщин Подмосковья.
Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, д.23.
Сюда бегут, поторапливая родителей. Здесь стоит непривычная тишина – все заняты делом. Отсюда не торопятся уходить, просят подождать, ведь «ещё не доиграли». Атмосфера настоящего творчества создана для каждого воспитанника.
О том, что считать успехом, о вопросах, встающих перед ДОУ, с нами поделилась заведующая садом с 1989 года Наталья Михайловна Дорохова.
– Наталья Михайловна, под вашим руководством сад «Радуга», став муниципальным, получил статус «Центр развития ребенка», был признан одним из лидеров среди городских и областных ДОУ, 4 года подряд входит в перечень «100 лучших ДОУ России». «Удержаться», как известно, куда сложнее, чем «достичь вершины». Чем вы поразили конкурсную комиссию в этот раз?
– Реорганизацией предметно-развивающего пространства в соответствии с законом, определяющим ФГОС. Эту задачу мы решали, исходя из двух постулатов – сад должен стать вторым домом, где малышам будет уютно и комфортно. А что развивает ребёнка лучше всего? Что для него интересно естественным образом? Конечно, игра. И нам удалось создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог проявить все свои способности, реализуя свои знания и умения. В каждой группе пространство поделено на определенные тематические зоны, где каждому найдётся, чем заняться. Определена тематика: в младшей – «Транспорт», в средней – «Русская изба» и «Гончарное ремесло», в старшей группе – «Издательский дом», в подготовительной группе – «Космос». В результате получились центры тематического досуга, на их основе педагогами были разработаны соответствующие педагогические проекты. В них вошли и работа с родителями, НОД, сюжетно – ролевые игры, небольшие праздники и самостоятельная деятельность детей.
– Как были выбраны темы?
– Благодаря родителям и просьбам малышей. У нас замечательное расположение сада – вокруг роскошный сосновый бор, мы окружены теми организациями, где трудятся родители наших воспитанников. А это интеллектуальная среда. Вблизи нас – филиал Военной академии РВСН им. Петра Великого, Институт инженерной физики (ИИФ), филиал Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), филиал Московского авиационного института (МАИ). городская Гимназия № 1. Знать, что делают твои отцы и мамы, и «играть» в их деятельность – разве это не интересно? Сами «строим ракету», выбираем космонавтов, проходим «предполётную подготовку», сидим за «пультом управления кораблём», не говоря уж о создании моделей ракет и планет. В старшей группе – выпускаем журналы, газеты, книжки, где публикуем собственные стихи и рассказы, пробуем быть журналистами, дизайнерами, оформителями. А вот средняя группа – это знакомство с ремёслами, «проба пера» в традиционных русских росписях собственных, например, гончарных, изделий. Малыши же ходят «на корабле», и не только. Не забудьте, что требуются не только предметы, но и костюмы!
– А места хватает? Не случаются ли споры между желающими играть определённую роль?
– У нас уникальные условия: учебные зоны и спальни – 30 кв.м., игровые – 60. Далеко не каждое здание ДОУ может этим похвастаться. А споров не возникает, потому что в одну «глобальную» тематическую игру играют в пяти зонах. Каждому найдётся интересное дело!
– Появились дополнительные дисциплины?
– Да, теперь в саду есть «основы робототехники» и «компьютерное обучение». Ну как вы полетите в космос или сверстаете книгу без этих знаний?
– А с какого возраста к вам приводят воспитанников?
– Теперь с полутора лет. В этом году мы открыли группу кратковременного пребывания для самых маленьких. Это большое дело, и с гордостью могу сказать – слёзы очень быстро проходят.
– У вашего сада давние традиции и немало авторских методик по вопросам здоровьесбережения. Вы продолжаете эту работу?
– Безусловно. Даже наша территория – это «оздоровительный парк с особой аурой», как говорят наши гости. «Профилакторий» – так нас называют. У нас 3 логопедических группы, специализированные программы по фитотерапии, разработанные совместно с Институтом фитотерапии РУДН. Ребята занимаются дыхательными гимнастиками на основе оздоровительной системы «цигун», введены специальные лечебные упражнения. Мы мечтаем о собственном стационарном бассейне, сауне, «кедровой бочке», зубном кабинете. Хотим переоборудовать ингаляционный кабинет. Для всего этого не хватает площадей, требуется особое финансирование. Решая эти вопросы, изучаем законодательство, может быть, удастся что-то предпринять, изменив форму статуса учреждения.
– Финансирование – особая тема. Как вы решаете эти вопросы?
– Спасибо всем научным организациям, которые очень заботятся о нас, поддерживают, помогают, и далеко не только финансами. Спасибо родителям, принимающим самое активное участие в жизни сада, даже высаживают цветы.
Я очень горда своими сотрудниками. Это их фантазия, вдохновение, умение из подручных материалов создать абсолютные шедевры! К новому году, например, территория нашего сада была настоящей сказкой. С подсветкой! Не говорю уж о созданных «тактильных» дорожках, оформлении каждого «кусочка» зон… ведь просто «купить шкаф» недостаточно. Его надо «обжить», сделать максимально удобным для малышей. И какие чудеса они делают!
– Такого понятия, как «текучесть кадров» у вас нет…
– Нет. Хотя у всех есть карьерный рост – педагог обязан повышать свой профессиональный уровень. Многие наши когда-то нянечки стали педагогами-методистами, получив соответствующее образование. Весь наш сегодняшний «младший состав» получает образование в педколледже. Бывшие наши сотрудники заведуют другими ДОУ, трудятся в Управлении образования другого района Подмосковья. Л. А. Кочергина, чей стаж более 30 лет, Н. А. Якубовская, чей стаж работы с детьми более 35 лет, Н. И. Романова, Л. Г. Чуканина – это «горящие», знающие, понимающие и поддерживающие молодых воспитатели. А Г. В. Камнева, взрастившая не одно поколение серпуховчан за 40 лет педагогического стажа! Они всегда готовы предлагать, развиваться, идти на эксперименты, сколько у них любви, заботы, терпения!
Сегодня наш сад – региональная инновационная площадка Московской области в рамках программы «Здоровые дети – здоровая нация» и сетевая экспериментальная площадка по созданию системы непрерывного образования на основе преемственности воспитания, обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста, и конечно, это результат деятельности всего нашего коллектива.
– Огромное спасибо вам за ваш труд. И пусть ваши мечты реализуются!
Дарья Иванова