Асхат Зарипов: «Сначала надо отдать, и только потом получать!»
Зарипов Асхат Ахметович
Директор ООО «АЙТИ-школа «Орбита»
Адрес: 450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина 70, офис 88.
Сайт: http://itorbita.ru/
Роботы-андроиды, «умные» дома и заводы, управляемые лишь несколькими специалистами… Совсем недавно это казалось фантастикой. Но «на плечах» старшего поколения в жизнь вошла молодёжь, и своей энергией изменила окружающий мир. И вот уже информатика и программирование, робототехника стали самыми востребованными и престижными сферами деятельности. Образовательные учреждения всех уровней внедряют программы обучения по этим направлениям.
АЙТИ-школа «Орбита» – одно из лучших частных учреждений дополнительного образования не только в Башкортостане, но и в России – создана в 2016 году группой молодых, амбициозных людей, поставивших перед собой цель: развитие умственных и творческих способностей детей уже на начальных ступенях образования. Возникновению поставленной цели способствовало стремление каждого из участников АЙТИ-школы мотивировать детей на учёбу, на дальнейшее использование полученных знаний, научить самостоятельному определению смысла и цели своей жизни. О становлении и пути к успеху рассказывает директор школы Асхат Ахметович Зарипов.
– Асхат Ахметович, как родилась идея создания школы?
– После окончания Уфимского нефтяного университета я некоторое время работал по специальности, но быстро понял, что это – не моё. Я в школе любил физику и математику, побеждал на олимпиадах. Учась в институте, преподавал физику в общеобразовательной школе. Способности педагога оказались сильнее профессии нефтяника. Я вернулся в школу: сначала учителем физики, вырос до заместителя директора по информационным технологиям, а потом – до заместителя по научно-методической работе. И всё это время меня не оставляла мысль сделать школу «продвинутой», направленной на изучение айти-технологий. Тем более, что опыт таких школ уже был в крупных городах. У нас в Башкортостане много талантливых детей. Ради них я с несколькими единомышленниками взялся за организацию «Орбиты». Опыт перенимали в Москве и Челябинске. Сами учились, чтобы качественно учить других. В двенадцатом году я принимал участие во Всероссийском конкурсе руководителей для сферы образования «Новая школа будущего» и попал в «двадцатку» финалистов. Это был мощный стимул для меня.
– Почему именно «Орбита», такое космическое название?
– В лицее, где я работал, мы проводили ежегодную республиканскую олимпиаду с таким названием. Мы и сегодня спонсируем и идейно вдохновляем это состязание умов. Далее: развитие каждого ребёнка – это как переход на новые, более высокие орбиты. Можно сказать, что «Орбита» – это наш космос идей и намерений.
– Основные направления обучения в Вашей школе – ментальная арифметика и робототехника. Насколько детям легко воспринимать столь сложные дисциплины?
– Здесь главное – правильный подход. Для меня очень важно не просто раскрыть таланты ребёнка, но и повысить производительность его ума. Обучая ментальной арифметике и робототехнике, мы стремимся к формированию целеустремлённости, логического мышления, уверенности в себе и своих знаниях. Ментальная арифметика не является математикой, а лишь использует арифметические действия для активации возможностей памяти, развивает логику и анализ событий и стимулирует концентрацию внимания. Всё это в сумме даёт возможность получения новых знаний. Изучая основы создания роботов, дети понимают принципы конструирования, получают умения представления своих работ. И, при этом, наши занятия содержат заряд позитива. Это не скучно, и появляется сильная мотивация для учёбы.
– Вы сами успешно окончили школу, институт с красным дипломом, постоянно учитесь на курсах повышения квалификации, участвуете в профессиональных конкурсах. Насколько личный опыт помогает в деле?
– Я вообще не понимаю, как можно браться за дело без опыта? А повышение квалификации – это основа основ. Мир меняется очень быстро. Скоро во многих сферах людей заменят роботы. Значит, каждый человек должен постоянно учиться, расти. Наши преподаватели постоянно совершенствуют знания на различных семинарах и курсах повышения квалификации. И только благодаря личному опыту можно эффективно развиваться и двигаться вперёд.
– Сколько учеников в вашей школе?
– Ментальной арифметике обучаем более двух тысяч детей. Робототехнике – более тысячи. И это только в республике. С учётом регионов – более пяти тысяч ребят. Количество педагогов у нас тоже за три года работы выросло. Сегодня у нас восемьдесят шесть специалистов по ментальной арифметике и более тридцати – по робототехнике. Свой опыт они передают коллегам. Один из видов деятельности «Орбиты» – обучение педагогов общеобразовательных школ. Мы представлены в шестидесяти трёх школах не только Башкортостана, но и в Красноярске, Краснодарском крае, Казани, Челябинской и Свердловской областях, Санкт-Петербурге. Уже хотят с нами работать Ижевск, Оренбург и Белоруссия.
– У каждого дела должен быть показательный результат. В какой форме он присутствует в «Орбите»?
– По итогам цикла обучения мы проводим олимпиады по ментальной арифметике и робототехнике. Их участники вместе со своими наставниками показывают результаты своего труда и качество знаний, соревнуясь за звание «Лучший выпускник года» и «Лучший наставник направления».
– С самого начала работы «Орбиты» вы проводите летние школы. Чем они отличаются от обычных детских лагерей?
– У нас дети не только отдыхают: они совмещают интенсивное получение знаний с познавательным времяпрепровождением, знакомясь с историей родного края, с культурным наследием предков. Пробуют новые для себя направления и решают: чему будут учиться дальше. Это реальная профориентация. Кроме того, они получают навыки работы в команде.
– Насколько доступно обучение в «Орбите»?
– АЙТИ-школа «Орбита» – социально-образовательный проект. Мы стараемся придерживаться ответственной социальной политики. У нас разумные цены, и средняя семья вполне может позволить себе наше образование. Для нас важна не прибыль, а ребёнок с его талантами. Сначала надо отдать, и только потом получать! Наша цель – развитие детей, чтобы будущее стало чуть светлее.
– Вы вошли в сотню лучших учреждений дополнительного образования России, стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «Золотой Меркурий» в номинации «Лучшее предприятие в сфере инновационного образования». Как Вы сформулируете секрет Вашего успеха?
– Наш принцип хорошо выражает известная китайская пословица: «Я услышал – и я забыл. Я увидел – и я запомнил. Я сделал – и я понял». Способствует росту и сплочённость нашей команды на основе идеи: «Прежде чем учить других – надо научиться самому и постоянно совершенствоваться». Мы стремимся расширяться и делаем это так, чтобы с ростом количества росло и качество. Чем больше детей и взрослых мы научим, тем больше наш личный опыт, тем профессиональнее становимся мы сами.
Татьяна Гурышкина