Апалькова Елена Евгеньевна
Заведующий МАДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад № 27 «Росинка»
Адрес: 142803, Московская обл., г. Ступино, ул. Калинина, вл. 36.
«Росинка» – капелька души
Техническое открытие детского сада состоялось 25 августа 2009 года, а спустя ещё несколько месяцев, после завершения подготовки всей необходимой документации, в январе 2010 года «Росинка» приняла своих первых воспитанников.
Казалось бы, и времени прошло не так много, но, взглянув на реализованные идеи, великолепное оформление детского сада, становится ясно: ни один день минувшего десятилетия в «Росинке» не прошёл впустую.
Сегодня в Ступино «Росинка» имеет особый статус и пользуется заслуженной популярностью. Детский сад стал настоящим социально-культурным центром жизни нового городского микрорайона «Славянский».
– Наше дошкольное учреждение востребовано по ряду причин, – пояснила заведующий МАДОУ Елена Апалькова. – Во-первых, из-за того, что у нас работает замечательный коллектив. Из 27 педагогов высшее профессиональное образование имеют 19 человек. Среднее специальное 8 педагогов. По квалификационным категориям штат разделился так: высшая у 74% педагогов, у 18% – первая и у 8% – квалификационной категории пока нет, но это дело поправимое и очень скоро вопрос будет решён. Во-вторых, на «Росинку» ориентируются, как на оазис красоты и комфорта. А в-третьих, у нас есть собственный бассейн площадью 70 кв. м, что тоже является очень привлекательным фактором.
Приоритетными направлениями деятельности «Росинки» являются физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Эти направления реализуются, как в ходе занятий, так и посредством участия детей в различных мероприятиях. Вместе с детьми и их родители с большим интересом приобщаются к детсадовской жизни. Для сплочения детей и родителей проводятся различные акции: «Здоровье – твоё богатство», «Детям Подмосковья – безопасные дороги», «Доброе сердце», «Лес Победы», в рамках которого на «Аллее Памяти» высаживаются деревья. Кстати, этим ответственным делом в детском саду занимается Пётр Иванович Быстрянцев. Он ребёнок войны и прекрасно знает цену всему живому, окружающей нас жизни, и тем самым подаёт замечательный пример бережливости и заботы подрастающему поколению. О Петре Ивановиче ступинский молодёжный центр «Армеец» снял фильм, которым «Росинка» очень гордится.
В ознаменовании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне педагоги провели мероприятия в дистанционной форме, поскольку на тот момент учреждение находилось в режиме самоизоляции. Но это не отразилось на работе коллектива «Росинки».
В детском саду сегодня 277 ребятишек, хотя рассчитан он на 195 мест. Тем не менее, по территориям групповых помещений и спален МАДОУ укладывается в рамки новых санитарно-эпидемиологических правил. Площадь здания составляет более 4,1 тыс. кв. м., а общая площадь «Росинки» равна 1 гектару. В здании – интерактивная комната, снабжённая современными мультимедийными средствами, мини-музей «Русская изба», выставочный комплекс для организации тематических выставок. Есть здесь и прекрасно оснащённая музыкальная и спортивная комнаты. Спортивная площадка, оборудованная современным инвентарём, обустроена и вне здания. Всего же прогулочных и специально оборудованных площадок в «Росинке» десять.
– Кстати, в 2019 году мы приобрели и установили на каждом прогулочном участке игровые формы, благодаря финансированию в рамках ФГОС, – пояснила Елена Евгеньевна, – а в 2020 году были приобретены бизиборды – игровые доски, способствующие развитию малыша через увлекательную игру. Ещё одним серьёзным достижением мы считаем приобретённое по ФГОС оборудование для нашей уличной музыкальной площадки, которая развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух. Рассказать ребятишкам о тональности, длине и силе звука можно с помощью музыкальных инструментов. Это установка «Поющая пирамида», глюкофон «Магия звука», металлофон «Весёлая лесенка», пан-флейта «Радуга» и установка «Звонкая капель».
Сейчас в детском саду идёт разработка проекта, направленного на приобретение и использование балансировочного тренажёра в рамках реализации современных образовательных технологий в дошкольных учреждениях. Словом, в работе с детьми воспитатели и специалисты стремятся использовать новые направления: игровые комплексные занятия с элементами теории решения изобретательских задач, развития творческого воображения, методические пособия по основам безопасности жизнедеятельности, приёмы психогимнастики.
Итак, основная задача коллектива педагогов «Росинки» во главе с заведующим Еленой Апальковой состоит не только в том, чтобы соответствовать нынешним требованиям, предъявляемым дошкольным учреждениям, но и видеть перспективу их развития. А это, в свою очередь, возможно лишь при высоком профессионализме команды и её единстве. Именно такую атмосферу и удалось создать Елене Евгеньевне в коллективе «Росинки».
Трудовой педагогический стаж Елены Апальковой 40 лет. Из них 30 она отработала в должности заведующего. Кстати, с этим юбилеем коллектив детского сада поздравил своего руководителя 1 марта 2020 года.
У Елены Евгеньевны несколько оконченных с отличием учебных заведений. Находясь на посту руководителя МАДОУ буквально с начала его деятельности, Елене Апальковой вместе с коллективом учреждения уже в 2014 году удалось добиться лауреатства детского сада в 3-м Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего» и в финальной части конкурса «100 лучших ДОУ России». В следующем, 2015 году детский сад становится лауреатом конкурса «Лучшее дошкольное образовательное учреждение – 2015» 2-го Всероссийского фестиваля дошкольного образования. Такого же звания «Росинка» была удостоена и в 2016 году.
Что касается званий и наград самой Елены Апальковой, то перечисление их займёт не одну страницу нашего повествования. Полагаем, что Почётный знак Московской областной Думы «ЗА ТРУДЫ» и знак Московской областной Думы «ЗА СЛУЖБУ ЗАКОНУ» III степени красноречиво свидетельствует о том, что перед нами Человек с большой буквы.
Большой опыт работы с детьми коллектива «Росинки» во главе с её заведующим позволяет сызмальства определять приоритетные направления развития того или иного ребёнка.
– Каждый ребёнок – это неизведанный мир талантов и наша задача – попытаться их обнаружить, а затем стремиться развить, – отметила музыкальный руководитель МАДОУ «Росинка» Галина Балакчи. – Поскольку в детском саду много детишек, имеющих музыкальные способности, мы хотим заинтересовать их и обучить азам музыкальной грамотности. И, соответственно, стараемся принимать участие в различных мероприятиях районного, всероссийского и международного уровней.
Красноречивым примером здесь являются пять почётных наград Галины Витальевны Балакчи. В декабре 2019 года Галина Балакчи стала победительницей Всероссийского конкурса «Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда ДОО (Издательский Дом «Воспитание дошкольника»). В апреле 2020 года – победителем VII Международного конкурса талантов «Мы – звёзды!» В мае нынешнего года Галина Балакчи – дипломант Всероссийской акции «Давайте вместе споем о Победе» и открытого Всероссийского онлайн-фестиваля «Спасибо за Победу». А 1 июня 2020 года Галина Витальевна становится лауреатом I степени Международного конкурса «Я могу!».
Не менее продуктивной в МАДОУ является и деятельность инструктора по физической культуре детского сада Анжелы Мясоутовой. Она ведёт большую работу по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей. В 2020 году Анжела Маратовна была удостоена высокой чести: её имя было занесено на Доску Почёта городского округа Ступино. Предпосылками к этому стали победы в различных муниципальных конкурсах. Один из них – «Педагог года Подмосковья – 2020».
В сферу деятельности педагога-психолога МАДОУ Натальи Милакиной входит создание в детском саду комфортных, благоприятных условий для охраны психического здоровья и всестороннего развития личности каждого участника образовательного процесса. Для этого в «Росинке» есть специально оборудованное помещение для индивидуальной и групповой развивающей работы с детьми. В том числе интерактивная песочница, тактильные доски для развития психических процессов и формирования элементарных математических представлений и многое другое. Наличие современных информационных технологий в работе педагога-психолога даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить учебный процесс и повысить его эффективность.
– Самый благоприятный период для интеллектуального развития ребёнка – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё не сформировалась окончательно, – подчеркнула Наталья Николаевна, – поэтому успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия. Сегодня в этом процессе немаловажную помощь оказывают современные информационные технологии.
Координирует работу в использовании современных информационных технологий, технологию проектной деятельности заместитель заведующего по ВиМР МАДОУ Оксана Суханова. Особое место Оксана Викторовна отводит созданию и улучшению развивающей предметно-пространственной среды «Росинки», координации работы коллектива по укреплению здоровья детей через специальные оздоровительные технологии с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития детей. Плюс осуществляет руководство инновационной деятельностью.
– В 2018 году МАДОУ стало победителем областного конкурса ДОО муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки по теме «Метеоцентр в МАДОУ», как компонент, развивающий предметно-пространственную среду экологической направленности, – подчеркнула Оксана Суханова. – В рамках этого проекта была приобретена и установлена метеоплощадка, оборудованная ветровым рукавом, магнитно-меловой доской, осадкомером, линейкой для измерения снежного покрова, визуализатором погоды, кормушкой для птиц, флюгером, солнечными часами и метеорологической будкой. В период с 2018 по 2020 год мы неоднократно принимали участие в различных конкурсах и проектах, и становились в них победителями и призёрами. Один из них – Московский областной образовательный проект «Наука в Подмосковье» с объединениями «Юный метеоролог» и «Развитие творческих способностей в процессе моделирования с помощью «Лего-конструирования».
С учётом запросов родителей, «Росинка» предоставляет платные дополнительные образовательные услуги. В их числе – обучение английскому языку, основам плаванья и аквааэробики, проводятся тренинговые занятия с узкими специалистами в рамках «Клуба молодой семьи», ведутся занятия по основам ритмики и хореографии. Услугами, призванными развивать мышление ребёнка, его творческую активность, является обучение основам квиллинга – изготовлению поделок из бумаги, игре в шахматы и шашки. Очень важными являются также индивидуальные и групповые занятия по профилактике и преодолению нарушений звукопроизношения и занятия, направленные на профилактику школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста.
– Оценивая проделанную работу, наши достижения, начинаешь осознавать, что мы не только смогли адаптироваться к современному ритму жизни, научились использовать всё самое передовое, но смогли ещё и выстроить вполне перспективные планы на дальнейшее развитие нашей «Росинки». Причём, планы эти обязательно будут реализованы, ведь их осуществление – в руках нашего замечательного коллектива, – подытожила Елена Евгеньевна Апалькова.
Валерий Будумян