АО «Новый регистр»: в приоритете – интерес заказчика
Рязанов Юрий Валентинович
Генеральный директор АО «Новый регистр»
Адрес: 105318, Москва, ул. Ибрагимова, д.31.
Сайт: www.newregister.ru
Прошло пять лет с того момента, как АО «Новый регистр» – компания, работающая в системах сертификации железнодорожного транспорта и транспортного строительства, получила аккредитацию в национальной системе на проведение сертификации по шести техническим регламентам Таможенного Союза.
Ответственность очень высокая, поскольку от работы компании, в конечном счёте, зависит независимая оценка безопасности железнодорожной машиностроительной продукции, а в целом и надёжность оборудования при железнодорожных перевозках. Обеспечить гарантированную безопасность на железной дороге могут только сертифицированная техника и элементы инфраструктуры. Отсюда и глобальные задачи, стоящие перед АО «Новый регистр», созданной в 2011 году именно для работы в системе сертификации железнодорожного транспорта и транспортного строительства.
Наша первая встреча с генеральным директором АО «Новый регистр» Юрием Рязановым состоялась год назад, когда он и упомянул о предстоящем своеобразном пятилетнем юбилее.
– Итак, Юрий Валентинович, как прошла эта самая первая пятилетка работы компании, после получения аккредитации в национальной системе на проведение сертификации по ряду регламентов Таможенного Союза?
– Это были и интересные, и в то же время очень непростые пять лет в развитии нашей организации. На её работу влияли два фактора: внешняя среда, в которой находится АО «Новый регистр», и внутренняя, то есть, среда нашего коллектива. Если говорить про внешний фактор, то в начале работ мы и не рассчитывали, что будет легко и понимали, что выходим на монополизированный рынок оказания услуг. Есть мощный доминирующий игрок – это Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РСФЖТ), учредителем которого является Федеральное агентство железнодорожного транспорта, и нам надо соответствовать тем требованиям, которые задают эти организации. Но вот, чего не мы ожидали в начале нашей работы, так это того, что в качестве доминирующих позиций органа по сертификации РСФЖТ будут использоваться телефонные звонки крупным заказчикам с требованием проводить сертификацию только у них.
За этот период были внесены поправки в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 мая 2014 года № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации». В эти критерии периодически вносятся изменения. Особенно в части железнодорожных органов сертификации и испытательных лабораторий, причём с выгодой лишь для одной, доминирующей, организации, что, в конечном итоге, приводит к серьёзным потерям в железнодорожной отрасли. Если, к примеру, рассмотреть изменения в критериях, то они касаются наличия у органов по сертификации железнодорожной продукции лицензии на государственную тайну. Но от испытательных центров, которые проводят испытания этой продукции, такой лицензии не требуется. К слову, и у органа по сертификации РСФЖТ этой лицензии нет. А прикрытием для него служит Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Далее, имеют место противоречия в плане опыта работы специалистов по подтверждению соответствия в области аккредитации. Скажем, во внесённой приказом Минэкономразвития России поправки от 10 марта 2017 года в отношении пункта, касающегося опыта работы, говорится, что этот опыт по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или реестре аккредитованных лиц, должен быть не менее пяти лет. Однако это противоречит Федеральному закону № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Там говорится, что в соответствии со статьёй 16 настоящего Федерального закона к заявителю, аккредитованному лицу не могут устанавливаться требования о наличии у них соответствующего опыта, превышающего три года. Заметьте, такие разночтения в законодательстве никого из представителей государственных структур не смущают. Так же не смущает, что у испытательного центра, созданного на базе РСФЖТ, нет своего оборудования. Но при этом в Критерии добавлен пункт, гласящий, что испытательный центр может и не иметь по основному месту работы оборудования, и, тем не менее, пройти аккредитацию, как испытательный центр. Кстати, все крупные производители готовы отдать в аренду оборудование, необходимое для проведения испытаний, лишь бы получить у доминирующего органа по сертификации столь желанный сертификат. При этом все затраты на содержание этого оборудования и аттестацию возложены на самого производителя продукции.
– Действительно, скажем так, не сладко приходится вам. Хочется верить, что коллектив у вас крепкий, дружный. Ведь иначе просто не выжить?
– Приходят на ум слова Сократа «Нет смысла ждать когда закончиться шторм, надо научиться плыть когда море не спокойно». Так и коллектив АО «Новый регистр» продолжает работать и реагировать на внешние вызовы и идти своим путём развития. За минувшие пять лет у нас сложился дружный коллектив, за что я искренне признателен моим коллегам, друзьям за поддержку и работу, которую мы делаем.
За минувший период пять человек прошли обучение и получили второе высшее железнодорожное образование. Мы постоянно совершенствуем свою компетенцию, учимся в разных странах Евразийского экономического союза. Так, несколько наших экспертов в Казахстанском институте стандартизации и сертификации прошли аттестацию на экспертов аудиторов машиностроения. Сотрудничаем мы и с белорусскими коллегами. Трое наших сотрудников с 2015 года являются экспертами аудиторами железнодорожной продукции Белорусской национальной системы.
Лично я принимал участие в семинаре Нассима Талиба, известного автора таких книг, как «Чёрный лебедь», «Шкура на кону», где дан детальный анализ условий, при которых происходит развитие компаний. Принял я участие и в семинаре Джеффери Лайкер, посвятившего более 35 лет изучению передового опыта компании «Тойота», которая на падающем рынке умудрялась, тем не менее, расти. Прослушал я и лекцию Эрика Бертрана Ларссена «Стань лучшей версией себя», автора методики «адской недели». Ну, и конечно, очень полезным стала для меня учёба в Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС. Здесь с осени 2015 года я мог общаться и учиться у таких великих людей нашей Родины как академик РАН Абел Газевич Аганбегян; доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Сергей Оганович Календжян; профессор, доктор экономических наук, экс-заместитель министра промышленности и торговли Владимир Юрьевич Саламатов и многие другие лучшие преподаватели, учителя и наставники.
– Но ведь есть основные критерии для успешной работы компании?
– Конечно, таких принципов три, вне зависимости от того, в каком направлении организация развивает свою деятельность. Будь то продажи, выпуск продукции или сертификация и испытания.
Во-первых, компания должна быть солидной, иметь большой авторитет. Во-вторых, предоставляемая услуга должна быть высококачественной. И в третьих, лицо, которое предоставляет эту услугу, должно быть компетентным. Когда все эти условия выполняются, естественно, любой заказчик смело идёт в такую компанию. И, хотя нам, время от времени, пытаются помешать соблюдать какой-то из этих критериев, тем не менее, компания стремится быть на высоте, стремится к развитию. В конце прошлого года АО «Новый регистр» приобрело в собственность здание, на площадке которого развивается испытательный центр. То есть, имея собственную современную испытательную базу, собственное оборудование, мы сможем развиваться и дальше.
– Каковы основные направления деятельности АО «Новый регистр» на сегодня?
– Первое направление состоит в добровольной сертификации и в обязательном подтверждении соответствия требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Второе направление нашей деятельности состоит в проведении испытаний, создании своей испытательной базы, для чего, собственно, и требуется наш испытательный центр. Ведь именно на испытания затрачивается до 70 % денежных средств и времени, а остальные 30 % идут на работу экспертов, в результате которой продукция получает сертификат соответствия.
– В перечне продукции, которую имеет право сертифицировать АО «Новый регистр», довольно большое количество наименований устройств железнодорожной инфраструктуры, вагонного и локомотивного хозяйства. Скажите, растёт ли этот список?
– Правильнее будет сказать – меняется, время от времени увеличиваясь или сокращаясь. Нельзя объять необъятное, и в этом смысле мы концентрируем внимание на тех наименованиях продукции, которые интересны нашим заказчикам. Плюс важный фактор – время прохождения процесса сертификации, а также стоимость работ. Ведь заказчику нужно, чтобы сделано было бы всё быстро, качественно и не очень дорого. Однако далеко не всегда можно сделать работу за ту цену, которую предполагает заказчик. Большая часть затрат идёт на процедуру испытаний, которые, впрочем, стоят вложенных средств. Ведь в итоге последующий потребитель продукции, получая сертификат, твёрдо уверен в том, что он обладает продукцией, соответствующей требованиям безопасности. Как известно, безопасности много не бывает.
– Помнится, вы говорили, что в 2019 году намерены завершить дипломную работу по программе доктора делового администрирования на тему «Обеспечение устойчивой деятельности компании, оказывающей услуги по сертификации на основе реформирования её бизнес-модели»…
– Верно. Предстоящим летом ожидается предзащита диплома и осенью защита. С учётом всех внешних факторов и прошедших пяти лет работы в сфере обязательного подтверждения соответствия, я, понял, какая может быть эта самая бизнес-модель, позволяющая работать на территории РФ в области подтверждения соответствия в сфере железнодорожного транспорта.
Беседовал
Валерий Будумян