Александрова Елена Анатольевна
Директор ГБОУ «Школа № 432 Колпинского р-на Санкт-Петербурга»
Кандидат педагогических наук
Адрес: 196650, Санкт-Петербург, Колпино, ул. Павловская, д. 21, литер А
Елена Александрова:
«Наша школа полезна для всех, кто хочет учиться»
В Колпинском районе Санкт-Петербурга около тридцати различных образовательных учреждений, работающих интересно, современно, нестандартно и, таким образом, стремящихся максимально заинтересовать учащихся. Среди этих учреждений – ГБОУ школа № 432. С 2009 года её возглавляет кандидат педагогических наук, Почётный работник народного образования РФ Елена Александрова.
– История учебного заведения уходит корнями в далёкий уже 1986 год, когда в старом здании на улице Александра Товпеко посёлка Понтонный и появилась школа, – рассказала Елена Анатольевна. – Её первым директором была Надежда Васильевна Горохова, благодаря которой многие ребятишки из Колпинского и прилегающих к нему районов Санкт-Петербурга, приезжали сюда, как в свой второй дом. В 1994 году для учащихся начальной школы было выделено здание детского сада на улице Пролетарской.
Сегодня в школе, которой в 2021 году исполнится 35 лет, обучается 360 детей, имеющих особые образовательные потребности, так как ГБОУ школа № 432 относится к специальным (коррекционным) учреждениям, которые занимаются обучением, воспитанием, коррекцией психофизического развития, социальной адаптацией и профессиональной реабилитацией детей с ОВЗ. Вместе с тем, уникальность школы ещё и в том, что её двери открыты для всех детей.
Впервые в Колпине восемнадцать лет назад был открыт класс «Особый ребёнок», и с тех пор такие классы открываются здесь ежегодно. Педагоги ведут целенаправленную работу по профориентации учащихся, которая помогает им в выборе будущей профессии. Выпускники школы продолжают обучение в профессиональных училищах района и города.
– Без нашей поддержки этот контингент ребят не смог бы учиться, – отметила Елена Анатольевна. – В школе они раскрываются, находят друзей и занятия по душе. Здесь созданы все условия для их развития. Каждого ребёнка специалисты «ведут» индивидуально. У нас успешно функционируют девять трудовых мастерских, оснащённых современным оборудованием. Благодаря этому учащиеся имеют возможность не только обучаться конкретной профессии, но и реализовывать свои творческие способности, которые очень часто демонстрируют на различных конкурсах, концертах, выставках. Причём, наравне с учащимися обычных школ.
Площадками для выступлений, к примеру, с вокальными и хореографическими номерами служат лучшие залы Колпинского района и Санкт-Петербурга. Творческий коллектив школы неоднократно становился победителем фестиваля «Мы – Петербурга дети», «Колпинские звёзды», «Ижорские встречи», городского конкурса патриотической песни, лауреатом Всероссийского фестиваля «Спорт и творчество. Ежегодно организуются презентации творческих работ, проводятся мастер-классы с участием школьников. Лучшие работы опубликованы в сборниках Специального Олимпийского Комитета. Выставочные экспонаты получают высокую оценку жюри, а их авторам присваиваются статусы лауреата и дипломанта.
Под руководством опытных педагогов ребята имеют возможность заниматься разными видами спорта: волейболом, баскетболом, футболом, лёгкой атлетикой, лыжами, боулингом, плаванием, художественной гимнастикой, бочче. Многие учащие входят в состав сборных России по шести игровым видам спорта и защищали честь страны в Хорватии, Сербии, Италии, завоёвывая там призовые места. Среди спортсменов школы есть и олимпийские чемпионы, золотые и серебряные медалисты чемпионатов Европы, а находясь в составе сборной команды России и отправляясь на Специальные олимпийские игры в Китай, Грецию и США, ребята всегда возвращались с победой.
За годы своего существования ГБОУ школа № 432 смогла выстроить работу так, чтобы учащиеся получали уникальную возможность учиться по индивидуальным программам под руководством квалифицированных педагогов, и при этом ощущать себя наравне с обычными здоровыми детьми, получать возможность готовиться к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь.
Школа является опорным пунктом для учащихся 9-х классов с ОВЗ по сдаче государственного выпускного экзамена. Учебное заведение неоднократно становилось опытно-экспериментальной площадкой, на которой читали лекции и проводили обучающие семинары известные специалисты РГПУ им. А. И. Герцена, Института семьи и ребёнка им. Р. Валленберга, Академии постдипломного педагогического образования.
С недавних пор школа стала принимать гораздо больше гостей, чем раньше. Секрет в том, что с 2011 года после капитального ремонта она получила новую прописку в прекрасном современно оснащённом здании из двух корпусов на улице Павловской, где есть светлые классы, большая библиотека, мастерские, стадион и бассейн.
– Обучение в школе осуществляется по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с ОВЗ: с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, – пояснила Елена Анатольевна, – соответственно, с такими детьми работают специалисты, имеющие дефектологическое образование.
Преподавательский состав школы – 94 человека. Из них 65 учителей , 8 логопедов, 4 психолога, 2 социальных педагога, педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования. Высшую квалификационную категорию имеют 43 педагога, 37 педагогов – первую квалификационную категорию. Что касается повышения квалификации, то все педагоги проходят эту процедуру один раз в три года. Благодаря наличию такого высококвалифицированного педагогического коллектива, ГБОУ школа № 432 принимает активное участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020». Впервые конкурс, организованный Комитетом по образованию, был проведён в 2009 году и с тех пор образовательные учреждения представляют разработанные педагогическими коллективами инновационные продукты. Это могут быть учебные пособия, методические, диагностические материалы, технологии, модели, сайты, программное обеспечение. В дальнейшем инновационные продукты, ставшие победителями конкурса, распространяются в системе образования и определяют новые векторы развития Петербургской школы.
– Учебно-методический комплекс, предлагаемый нашей школой, аналогов не имеет, это принципиально новый продукт, представляющий собой единую систему коррекционно-развивающей работы, которая разработана на пять лет, – пояснила Елена Александрова. – Система обеспечивает три направления деятельности – психологическую коррекцию, логопедическое сопровождение и коррекционно-развивающее направление, представленное коррекцией и развитием математических умений, а также пропедевтикой, то есть, предварительному усвоению программы по русскому языку. Благодаря такой системе коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к образованию обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая психофизические особенности обучающихся, особую роль в педагогической практике играют здоровьесберегающие технологии. Активно осваивается инструментарий психологов – арт-терапия, сказкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия. Оборудована «тёмная сенсорная комната», «интерактивная песочница». В школе создана и успешно работает Служба здоровья, целью которой является построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья. В составе службы – логопеды, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, учителя физической культуры и биологии. Характерной особенностью модели Службы здоровья является вовлечение в эту структуру родителей. Педагогами разработана и реализуется Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся «Школа-территория здоровья», с которой в 2014 году образовательное учреждение стало лауреатом городского конкурса «Школа здоровья Санкт-Петербурга» и заняла 2 место в номинации «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения». Ежегодно ребята принимают участие и занимают призовые места в конкурсах, организованных Колпинским районом. В частности, это конкурс «Люби. Твори. Живи», социальный марафон «Школа — территория здорового образа жизни».
Очень важным нюансом в жизни школы является наличие всей необходимой инфраструктуры для учащихся-инвалидов. Это низкие пороги, подъёмники, два пассажирских лифта и многое другое.
Коснувшись ближайших перспектив развития школы, Елена Анатольевна отметила, что имиджевой характеристикой развития учебного заведения до 2025 года остаётся прежний девиз «Наша школа полезна для всех, кто хочет учиться».
– Федеральные государственные образовательные стандарты для учащихся с ОВЗ рассматриваются нами, как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования, – прокомментировала Елена Александрова. – Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное бесплатное среднее образование. Соответственно школа № 432 видит свою миссию в предоставлении возможностей для индивидуального развития каждого учащегося посредством целостного подхода к развитию и обучению, направленного на формирование личности, максимально адаптированной к современным условиям жизни.
Валерий Будумян